Старая версия сайта
[1887.10] Неудовлетворительные условия плавания на пароходе «Кашин»
«Промышляющий» по Волге легко-пассажирский пароход «Кашин», заявляя публично о правильных рейсах своих с уменьшенною для пассажиров платою за проезд, к сожалению, не выясняет в подробности своих преимуществ для пассажиров пред компанейскими пассажирскими пароходами. «На днях, − пишет нам один корреспондент, − я имел удовольствие убедиться лично в этих преимуществах. Пассажир, севший из Каменного Яра, подходит к кассе и, подавая рубль, спрашивает себе билет III класса до Черного Яра. Кассир (тот же, что и в прошлом году) посмотрел в потолок своей каюты над форточкою, и подал пассажиру билет с 10-ю коп. сдачи с рубля. «90 к. III класс?» − спросил удивленный пассажир. − «Да», ответил кассир, – «так у нас по таксе». − «Стало быть, ваша такса не только не уменьшенная, а возвышенная, выше даже «Волжской» и всех прочих обществ», − возразил недовольный пассажир. − «А разве «Волжская» такса дороже?» − наивно вопросил кассир. − «Да как же; там 80 коп.». После этих слов «Кашинский» кассир поступился на гривенничек еще и взял 80 коп. Стоявший тут же другой пассажир пояснил: «Ч−т их знает, какая у них такса! Вот и мне приходилось не раз садиться из Владимировки – когда возьмут 60 коп. до Черного Яра, когда девять гривен; дороже всех компаний. Без ряды садиться нельзя к ним. Торгуйся как на базаре – тогда сбавят; а сел молча, так сдерут сколько хотят». Вот тебе и «уменьшенная» такса. Оказывается, что она уменьшается, правда, только на каждый случай, и притом так: заломят с тебя, когда уж ты сел к ним, а потом, если поторгуешься, сбавят, но по своему усмотрению. Таким образом, объявление Кашина в печати о «уменьшенной» таксе за проезд оказывается «уткою», обманывающей каждого проезжающего. Таксы у Кашина нет никакой, не только уменьшенной, но и возвышенной нигде – ни на пристанях, ни на самом «Кашине», а вместо таксы существует усмотрение кассира парохода. «Неужели же такого порядка промыслен может быть терпим и дозволен?», − вопрошает корреспондент. «Ведь это ничто иное, как обман. Каждый, прочитав объявление Кашина, садится на пароход его, в полной уверенности проехать дешевле, чем на компанейских пароходах – а между тем попадает в ловушку, и волей-неволей переплачивает даже свыше таксы прочих пароходов. И какая же это такая объявленная Кашиным уменьшенная такса за проезд пассажиров, и где она? «Отчего бы не обратить на это должное кому следует внимание», − рассуждает корреспондент, − «и избавить публику от обмана?»
Не менее останавливает на себе внимание и освещение на «Кашине». Кое-где расставлены, в каких-то чудовищных фонарях, дрянненькие, грошовые жестяные, первичной формы, поломанные лампы, которым подобные перестали уже употреблять и в отхожих местах. Лампы эти, судя по копоти на стеклах, красному пламени и по запаху, освещаются, вероятно, керосином. Вновь изданные правила об освещении на судах не успели, должно быть, распространиться еще на «Кашина» так точно, как и правила опрятности и чистоты… Из отхожих мест разит по всему пароходу; везде мусор всевозможный; команда шляется мимо и не внимает порядку, потому всяк, как только пароход от пристани отвалил, норовит заняться подходящею с кем-либо беседою. Машина – и та вся облилась красным, перегорелым маслом. Бедняжка вытирается, должно быть, единожды в неделю. «Обходя паровик по самой средине палубы», − повествует корреспондент, − «я едва было не попал в трюм к кочегарам. Квадратное, аршина в 1½, отверстие с лестницею в трюм, решительно ничем не огорожено, и в одной плоскости с палубою». «Почему этот трюм ничем у вас не огорожен сверху палубы?», − спросил я сидевшего на скамейке у котла кочегара. «Да так. Тут вот осенью поздней хохлов много кругом дыры-то этой ложится, да ночью все и валятся в нее туда к нам вниз». Если это правда, то не правда ли – хороша штука?!.. Слететь сонному на чугунный пол, да еще пересчитав ступеньки лестницы, с высоты более четырех аршин, − как вам покажется? Кашину шутка, а бедному чернорабочему, возвращавшемуся с тяжелых изнурительных работ, я думаю, это «salto-mortale» слаще меду. Все это не обращает на себя ничьего внимания. А ведь «Кашин» ходит, кажется, пятый год. Сколько же, спрашивается, хохлов поломало себе ребра в его кочегарне? Поистине дешевый да «сердитый» пароход!..
(Из газеты «Астраханский справочный листок», 1887 год, 16 октября, № 224, стр. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Кашин..