Старая версия сайта
[1886.08.11] По поводу Ровненской катастрофы

Обстоятельства, которыми сопровождалась Ровненская катастрофа с Самолетским пароходом «Вера», начинают мало-помалу выясняться.

Трудно предвидеть, к каким результатам приведет следствие, энергично производящееся на месте катастрофы; но несомненным является уже и теперь, что ответственность за страшное по цифре своей количество человеческих жизней, которых стоила эта катастрофа, если не всецело, то в весьма значительной степени падает на общество «Самолет», распорядки пароходов которого уже давно подорвали доверие к нему публики.

Не проходит навигации без того, чтобы пароходы этой злополучной компании не подвергались нескольким авариям. Вспомним хотя бы только несчастия двух последних лет. Вспомним сгоревший в нижнем плесе Волги пароход «Казань», катастрофа с которым легко могла окончиться так же печально, как кончилась катастрофа с пароходом «Вера»; вспомним аварию парохода «Быстрый», пробившего себе 23-го апреля 1885-го года дно около пристани Мурзихи; вспомним катастрофу с пароходом «Сергий», налетевшим в ночь с 1-го на 2-е мая того же года, близ Чебоксар, на баржу, причем погибло двое пассажиров и несколько человек были ранены; вспомним столкновение парохода «Коккериль» с пароходом «Охота», близ Ярославля, 28-го июня того же года; вспомним столкновение парохода «Самолет» с пароходом «Кашин», имевшее место в ночь с 29-го на 30-е августа, близ Сраклинского перевала. Это все «несчастия» только одной навигации 1885-го года. Переходим к навигации текущего года: 23-го апреля потерпел аварию, близ Пьяного Бора, самолетский пароход «Быстрый»; 5-го июля получил взрыв, а вслед затем затонул, выше Нижнего Новгорода, пароход «Проворный» и, в конце концов – потрясающая катастрофа с пароходом «Вера», перед которою бледнеют даже ужасы тилигульской и кукуевской железнодорожных катастроф…

Мы указали лишь более или менее значительные несчастия с самолетскими пароходами. Мы не касались беспрерывных жалоб на переполнение командирами, из-за лишнего рубля, пароходов своими пассажирами; мы не говорили и о постоянных гонках самолетских пароходов с своими конкурентами, которые так часто заставляют пассажиров опасаться за свою безопасность и еще недавно привели к составлению акта против парохода «Наследник Цесаревич».

Когда же будет положен конец такому бесшабашному отношению гг. командиров самолетских пароходов к безопасности публики? Почему мы ничего не слышим о несчастиях с пароходами «Волжской» компании, «Кавказа и Меркурия» или с пароходами Зевеке? Какой злой рок преследует именно злосчастные пароходы «Самолета»? Ответ не труден: преследует их не злой рок, а небрежность и традиционная русская надежда на «авось» и «небось».

Остановимся хотя бы на обстоятельствах последней катастрофы.

Лампы на пароходе «Вера» освещались легковоспламеняющимся керосином. Лампа, висящая в рубке 1-го класса, лопается тотчас же после того, как была зажжена (пожар начался в сумерки). Каждый, имеющий дело с керосиновым освещением, хорошо знает, что исправная лампа, наливаемая хорошим керосином и умело содержимая, дает достаточные гарантии безопасности и что, следовательно, пожар парохода «Вера» еще не дает повода создавать из него «ламповый вопрос». Итак, прежде всего мы вправе констатировать небрежное содержание освещения на пароходе.

Вспыхивает пожар. Вместо действительных мер тушения огня, какой-то несчастный лакей хватает ведро, черпает им с борта воду и выливает ее на горящий керосин, чем, очевидно, только усилилась сила пламени и протяжение горящей площади. Вслед затем прибегает в рубку один матрос и пытается заглушить пламя, уже охватившее потолок рубки, ковром. Все это первобытные, что называется – «домашние» меры тушения пожара, неуместные и на суше, не только на громадном пароходе, на 4-х саженной глубине широкой реки. Лакей и матрос выбегают на палубу с криками «Пожар!», «Горим!» − уже тогда, когда рубка была вся объята пламенем.

Где же был в это время командир и его помощники? Где были пожарные рукава и насосы, которые обязательно должны были бы быть на пароходе американского типа, представляющем обильную пищу для огня? Взгляните на американские пароходы Зевеке, на которых повсюду имеются пожарные краны, и где все деревянные проходы переполнены аккуратно сложенными вдоль стен пожарными рукавами, способными в несколько минут произвести в помещениях парохода настоящий потоп… Можем констатировать лишь одно, что на пароходах Самолетской компании – нам никогда не доводилось видеть не только пожарных кранов, но даже хотя бы плохонькой пожарной трубы. Вероятно, не было ни того, ни другого и на пароходе «Вера», иначе не встретилось бы нужды тушить начавшийся пожар игрушечными, изящно раскрашенными ведрами да коврами. Это ли еще не халатное отношение к безопасности пассажиров? Это ли не отсутствие на пароходе всякой дисциплины и порядка? Очевидно, что на «Вере» даже и не были заранее выработаны правила пожарной службы. Вспыхивает пожар – и все теряют голову, никто не знает своих обязанностей, если не принимать в расчет лакея с ведерцем, да матросика с ковром…

Идем далее. Горящий пароход направляется, на полных парах, на отмель, в которую он и врезывается пылающим носом, в то время, как кормовая часть его остается на четырехсаженной глубине. Спасение было теперь не трудно: всякий, умеющий мало-мальски плавать, мог бы добраться до отмели, от которой отделяла спасавшихся лишь часть длины пароходного корпуса. Но и этот путь спасения отрезывается для несчастных, объятых смертельным ужасом, пассажиров. Приткнув пароход к отмели – не догадались, должно быть, остановить машину, которая продолжала работать до полночи! Обезумевшие от отчаяния пассажиры бросаются с кормовой части парохода, еще свободной от огня, в воду, − но здесь попадают в бешеный водоворот волн и песку, подымаемый работающими полными парами колесами парохода. Этот водоворот топит несчастных и отбрасывает от спасительной отмели… Это ли не преступная небрежность и полное отсутствие распорядительности? Непростительно и то, что пароход врезывают в отмель горящею стороною – носом, да притом оставив кормовую, нетронутую огнем, часть судна – под ветром!

Вот внешние обстоятельства катастрофы, успевшие до сих пор выясниться. В них, − как каждый читатель может усмотреть, − представляется много странного, чтобы не сказать преступного… Небрежность к безопасности народа и публики, халатное отношение к делу и недостаток хладнокровной распорядительности – стоили в данном случае нескольких лишних десятков человеческих жизней.

На пароходе огромное большинство пассажиров составляли рабочие, отправлявшиеся на заработки, следовательно – народ неимущий, живущий тяжелым трудом рук своих. Много беспомощных вдов и сирот оставит катастрофа в семействах этих несчастных! На обязанности компании «Самолет» лежит обеспечение их; и мы надеемся, что компания, − если только она не возьмет на себя этого нравственного долга добровольно, − будет принуждена помочь им, как и, вообще, понести материальную ответственность за последствия катастрофы. Быть может, после этого и изменится беспечное отношение «Самолета» к безопасности пассажиров, вверяющих жизнь свою пароходам и пароходным командирам этой компании, да и другие пароходчики станут на будущее время заботиться не исключительно только о размерах своих барышей и дивидендов.

Желательно, чтобы пострадавшим от катастрофы беднякам и их семьям – пришла на помощь и частная благотворительность.

Выскажем, в конце концов, надежду на то, что несчастная катастрофа 7-го августа послужит внушительным, хотя и дорого стоящим, уроком для будущего, что она побудит обратить более строгое внимание на состояние нашего речного пароходства вообще, и на положение его в руках Самолетской компании – в особенности.


( Из газеты «Волжский вестник», [Казань], 1886 год, 12 (24) августа, № 173, стр. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Вера, Быстрый, Сергий, Джонс Кокериль, Кашин, Самолет, Проворный.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет ", Общество «Кавказ и Меркурий», пароходное о-во "По Волге", Зевеке А.А...