[1911.04.21] Претензии к судоходному надзору по поводу аварий и катастроф на Волге

САРАТОВ 21 апреля.
В прошлом году навигация на Волге сопровождалась многочисленными aвapиями и катастрофами, даже с человеческими жертвами, и закончилась огромным бедствием на астраханском рейде, причем погибли десятки судов и сотни рабочих. Все эти и большие и малые аварии, и большие и малые катастрофы в значительной степени обусловливались неисправноностью и небрежностью судоходного надзора, который либо не расставлял как следует речных знаков, либо не поддерживал аккуратно сигнальных огней, либо не принимал мер к ограждению безопасности пассажиров на пароходах, либо — наконец— в критические моменты проявлял полнейшую растерянность и неумение использовать средства, предоставленные в его распоряжение.
Казалось бы, что столь богатый неудачами год, что эти десятки и сотни аварий и катастроф должны были встряхнуть судоходные дистанции и заставить чинов министерства путей сообщения подтянуться, покончить с обычной спячкой, казалось бы, что после года, богатого речными происшествиями, наступит год более бедный поломанными боками пароходов и изувеченными пассажирами.
По видимому, эти ожидания не оправдаются. Не успела открыться на ВолгЬ навигация, как уже со всех сторон несутся сообщения об авариях и что еще важнее об обычных причинах зтих аварий. Не обижен судьбой и Саратов. Пароход «Доставщик» во время ледохода был срезан и ему пришлось выброситься на пески. Почему он был срезан, нельзя ли было предупредить подобное срезывание, мы не знаем, а потому по этому поводу распространятся не будем. Обратимся к последствиям этого инцидента. Вода стала прибывать и залила пароход. Появился своебразный „подводный камень", о котором во всяком случай должен был подумать судоходный надзор и аккуратно оградить его сигнальными знаками. Оказалось, однако, что этого сделано не было, а если что и было сделано, то очевидно кое-как, лишь бы поскорее отделаться от неприятной заботы. Как бы то ни было, когда меркурьевский пароход „Вел Кн. Владимир“ с пассажирами и 47000 пудов груза проходил по опасному месту, он наткнулся на затонувший пароход и получил столь серьезные пробоины, что быстро стал наполняться водой.
Чем была вызвана авария? Команда пострадавшего парохода указывает, что опасное место «не было ограждено сигнальным огнем». Путейские чины возражают, чть «огонь был, но вероятно не горел».. Объяснение по меньшей мере странное, ибо если огонь не горел, то его конечно, и не было.
Таким образом, мы действительно открыли навигацию и открыли ее аварией довольно серьезной, ибо пароходу придется встать в док. Правда, человеческих жертв пока еще нет, но было недалеко уже и до этого ибо, во-первых, пароход был пассажирский, а во вторых, пароход собственными силами не мог справиться с бедой и принужден был тревожными свистками просить о помощи . На этот раз обошлось без человеческих жертв, но где гарантия, что при подобном отношении чинов судоходного надзора к своим обязанностям скоро не явятся снова на сцену и человеческие жертвы, не начнется опять речное кровопролитие. Конечно, трудно рассчитывать на полное прекращение аварий, но во всяком случае не должно быть таких, которые вызываются исключительно небрежностью и неаккуратностью чинов надзора. Судоходство на Волге получило слишком огромные размеры, от правильного функционирования его благополучие многомиллионного населения Поволжья и безопасность миллионов пассажиров — и потому пред обществом опять встает во весь рост серьезный вопрос о необходимости покончить с положением, когда судоходный надзор является непосредственным виновником аварий и катастроф, ибо очевидно, что даже прошлый, богатый жертвами год, не уничтожил судоходной спячки и лени.


(Из газеты «Саратовский вестник», 1911 год, № 85, 21 апреля, четверг стр. 2)
Упоминаемые суда: Великий Князь Владимир..