[1913.08.17] Катастрофа на Волге на пароходе «Графиня»

Из Хвалынска сообщают:

Пароход «Графиня» вышел из Сызрани со значительным опозданием, вызванным тем, что на пароход грузили живой груз, − около 1,500 человек жнецов и жниц; сейчас их много едет по Волге, и конкурирующие пароходства друг перед другом стараются захватить их как можно больше. Хотя «Графиня» и большой пароход, но на средней палубе из этих жнецов и жниц смогли поместиться только 400. Остальные, более 1,000 человек, были погружены на самую верхнюю палубу, где помещается капитанская рубка. Другие пароходства не допускают такой погрузки. Жнецы во время следования парохода устроили на верхней палубе пляс. Палуба дрожала от дружного топота. Еще в Сызрани некоторые пассажиры говорили капитану, что неудобно на верхнюю палубу сажать такое большое количество пассажиров, так как она может рушиться.

Пароход все время шел несколько накренившись на левый борт. Подошли к пристани Спасское. Здесь жнецы должны были все сойти. Когда пароход остановился, сверху бросили сходни. Верхнепалубная публика – жнецы и жницы – столпилась у сходней; от наплыва ее поскрипывали подпорки на средней палубе. Пассажиры продолжали медленно сходить. Наверху оставалось уже только сотни полторы человек. Было четверть девятого вечера. Вдруг подпорки не выдержали, сильно накренились, и верхняя опалубка с грохотом провалилась на среднюю палубу. Провалилась почти вся середина парохода вместе с входом на капитанский мостик. Сидевшая и стоявшая публика на средней палубе, где помещаются I и II классы, очутилась под обломками. Раздались душу раздирающие крики. Повсюду слышались стоны. Оставшиеся на верхней палубе жнецы и жницы начали соскакивать прямо на палубу с высоты приблизительно сажени. Начали вытаскивать из-под обломков раненых.

На пароходе случайно оказались доктор и студент-медик I курса. Они и оказали первоначальную помощь раненым. Серьезно поранено было 12 человек, не считая отделавшихся царапинами и ушибами. Медикаментов и перевязочных средств было мало. Столовые превратили в лазареты. Мимо шел Самолетский пароход «Лермонтов» и, не видя сигнальных огней, освещал прожектором «Графиню» (у него здесь нет пристани, и он не останавливается).

Некоторые пассажиры обратились к помощнику капитана с просьбой дать сигнал «Лермонтову», чтобы он оказал помощь раненым. «Мы обойдемся своими средствами», − ответил помощник капитана. Кое-как перевязали и забинтовали грязной ватой (хорошей не оказалось) раны и в 11 часов ночи пошли дальше, предварительно дав телеграмму в Хвалынск, в больницу, и агенту, чтобы на пристань доставили носилки, перевязочные средства и прислали докторов. В Хвалынск прибыли часов в 12. На пристани – никого. Начали повсюду разыскивать доктора. Невдалеке стоял под парами казенный пароход, на котором находился и инспектор судоходства. Стали просить казенный пароход перевезти больных в город (до города приблизительно 4 версты), а инспектора просили составить акт. Долго велись переговоры, и только часа через три казенный пароход подошел к «Графине», хотя стоял почти рядом и под парами.


(Из журнала „Мельник“, 1913 год, № 22, 17 августа, стр. 582
Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Графиня, Лермонтов.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет "..