[1914.06.14] Гибель парохода «Царица»

Подробности пожара. Утонуло и погибло в огне одиннадцать человек. Миллионные убытки.

(По телеграфу от нашего корреспондента).

МАРИИНСКИЙ ПОСАД, 16-VI. При пожаре парохода «Царицы» утонуло девяносто пассажиров.

Кроме того, пока еще не приведено в известность сколько человек сгорело.

Следует заметить, что пароход «Царица» в пути от Астрахани до места катастрофы загорался три раза. (Соб. кор.).

(По телеграфу от СПА).

КАЗАНЬ, 17-VI. Когда среди пассажиров на пароходе «Царица» началась паника, командир направил пароход на песчаный берег, но пароход остановился на мели в 20 саженях от берега.

Пассажиры бросились в воду на глубине двух аршин, так что действовать шлангами не удалось, в виду движения пассажиров по пароходу. Багаж сгорел и утонул.

Полагают, что утонуло 10 человек.

МАРИИНСКИЙ ПОСАД, 16-VI. Заявлено, что из утонувших на пароходе «Царица» из 12 – найдено семь человек. Число сгоревших неизвестно.

Пожар начался в полночь с 13 на 14 июня. Все спали. Возникла сильная паника.

Командир Назаров оставил пароход последним, бросившись в Волгу.

Касса и документы сгорели.

Правлением спасшимся выдано на проезд по два-три рубля.

Причина пожара неизвестна.

Убытки пароходства достигают более трех миллионов, кроме претензий пострадавших.

На пути от Астрахани пароход загорался три раза.

КАЗАНЬ, 14-VI. Большинство пассажиров погибшего парохода «Царица» взяты на пароход общества Самолет.

КАЗАНЬ, 15-VI. Выясняется, что при пожаре парохода «Царица» погибло 11 человек пароходной прислуги и пассажиров четвертого класса.

Первые известия в Самаре.

Первые известия о катастрофе были получены на пристани общества по Волге в 6½ часов утра 14-го июня.

Это были телеграммы командира парохода Ф.Я. Назарова.

Сначала пришла одна телеграмма, а затем, через 10-ть минут, получилась вторая.

Как та, так и другая самого лаконического содержания без каких бы то ни было подробностей о происшедшем.

Слухи и предположения.

Сейчас же по получении телеграмм на пристани начались разные предположения и догадки.

Прежде всего распространился слух, что «Царица» погибла, вследствие взрыва котла.

Версия эта, однако, вскоре же была оставлена, так как телеграммы командира парохода, несмотря на всю их лаконичность, все же указывали, что пароход выбросился на береговой песок и тем избежал больших несчастий с пассажирами.

Оставив версию о взрыве, большинство склонилось к тому убеждению, что катастрофа последовала вследствие неосторожного обращения с огнем кого-либо из курящих пассажиров 4-го класса.

Догадка эта к концу дня передавалась уже как нечто достоверное, чему, главным образом, способствовало сообщение телеграммы, что загорелось в кормовой части парохода и то обстоятельство, что на пароход много было погружено такого легко воспламеняющегося товара, как мануфактура.

Телеграмма инспектора общества.

Тотчас же, по получении первого извещения о несчастном случае с «Царицей», инспектором общества по Волге г. Иконниковым была отправлена правлению общества в Петербург телеграмма следующего содержания:

«Назаров из Сундыря телеграфирует, что «Царица» сгорела в двенадцать часов ночи. Есть человеческие жертвы, среди служащих. Есть ли жертвы среди пассажиров – неизвестно. Пароход выбросился на луговой песок, чем избежал больших несчастий от гибели пассажиров. Загорелось в кормовой части. Причина пожара – неизвестна. Выехал «Бояном» на аварию.

Расследование аварии.

Один из директоров общества по Волге и инспектор того же общества г. Иконников следовали от Нижнего Новгорода на пароходе «Витязь».

Ночью, непосредственно за катастрофой им ничего не было известно о происшедшем с «Царицей».

Директор и инспектор, как говорят, следовали до Саратова, где, как известно, еще только 25-го мая сгорела в числе других пристаней и пристань пароходного общества по Волге.

В Самару они прибыли почти одновременно с телеграммами.

Узнав из них о происшедшем, они сейчас же обратно выехали из Самары в Сундырь на пароходе общества «Баян», шедшем из Астрахани в Нижний Новгород.

В судоходной дистанции.

В местной судоходной дистанции никаких известий об аварии с «Царицей» не получено.

Нет никаких известий об этом и у местного инспектора судоходства, так как авария произошла в другом участке.

Пароход «Царица».

Сгоревший пароход общества по Волге «Царица» не из новых.

Новейшими пароходами общества являются: «Боян», «Витязь», «Графиня» и «Гражданин».

Пароход того же общества «Императрица Александра», между прочим, лишь к навигации текущего года был заново роскошно переделан.

Но как и все пароходы общества, «Царица» имела, однако, оригинальную внутреннюю отделку со всеми новейшими усовершенствованиями к комфорту и удобству пассажиров.

Как и на других пароходах на «Царице» имелись отдельные каюты для пассажиров 3-го класса.

12-го июня «Царица» отошла от Самары, приняв 7 пассажиров 1-го класса, 12-ть – 2-го, 31 – 3-го и 123-х 4-го.

Груза всего погружено было в Самаре 1231 пуд, больше всего кожи и овчины.

Командовал пароходом Ф.Я. Назаров, бывший кашинец, служащий в обществе по Волге около 15-ти лет.

Старший помощник командира г. Вахтуров и младший г. Плахин.

Рассказы очевидцев.

По словам очевидцев катастрофы пожар на «Царице» был замечен ровно в 12 часов ночи.

Пароход находился как раз против Мариинского посада (Сундыря), когда кто-то из команды закричал:

− Горим!

На вахте стоял старший помощник командира г. Вахтуров, человек по общему признанию очень энергичный и, между прочим, брат известного борца.

Направив сейчас же пароход к берегу, г. Вахтуров немедленно вызвал командира г. Назарова и передал ему командование.

Командир немедленно распорядился пустить в ход пожарный насос и распустить шланги.

Сейчас же было отдано и распоряжение будить пассажиров.

На пароходе сейчас же началась паника, несмотря на то, что все отданные распоряжения были исполнены командой.

Передав командование командиру, г. Вахтуров спустился к пассажирам и начал всеми способами успокаивать растерявшихся, предлагая соблюдать хладнокровие и запасаться спасательными снарядами.

Обезумевших и растерявшихся от страха пассажиров, однако, трудно было остановить и успокоить.

Многие из них сейчас же начали бросаться в воду, не ожидая подхода парохода к берегу.

Очень скоро стало очевидным, что принятыми мерами огня не потушить.

Направленный к берегу пароход в это время приткнулся к луговому берегу и стал боком на мель, имея на носу глубины 8-мь, а на корме 10-ть четвертей.

На пароходе началось нечто ужасное.

Истерические рыдания женщин слились с душераздирающими криками мужчин и плачем детей.

На счастье г. Вахтуров с несколькими матросами бросился в воду и начал принимать на одеяла бросавшихся с парохода женщин и детей.

Вскоре от противоположного берега подошел к горевшей «Царице» буксирный пароход «Потомственный» и казенный баркас «Голубок».

Первый принял на борт около 60-ти пассажиров.

Из Мариинского посада, кроме того, пришло к тому же времени до 30-40 лодок.

Когда пароход шел еще к берегу, огонь начало раздувать с необычайной силой, быстро распространившись по корме, он отрезал среднюю часть парохода от кормы.

Захваченные в этой части пассажиры и бросались, главным образом, в воду.

Через полчаса, от начала катастрофы пароход уже обгорел совершенно, запасная же нефть горела еще и долгое время спустя.

Жертвы.

До 10-ти часов вечера из воды было извлечено шесть трупов, из них две женщины и двое мужчин – пассажиры четвертого класса, жена масленщика и двухлетняя девочка, дочь кочегара.

Кроме того заявлено было о пропаже 13-летней дочери машиниста и его 12-летней племянницы.

Заявлено также о гибели сына одного и жены другого пассажиров 1-го класса.

Первым, немного рассказавшим в Самаре о катастрофе с «Царицей», был один из палубных (4-го класса) пассажиров, прибывший в Самару утром 15-го мая.

Ему, по его словам, впросонках пришлось броситься с борта парохода в воду.

Прыжок оказался удачным.

Все ограничилось лишь испугом и потерей багажа, в котором, как кажется, заключалось и все имущество этого пассажира.

Поведение команды.

Утром, 16-го июня в Самару прибыл один из ближайших очевидцев катастрофы – официантов 1-го класса на «Царице».

По его словам поведение командира парохода, его помощников и всей команды было безупречно.

Только благодаря их энергии и распорядительности катастрофа и не приняла грандиозные размеры.


( Из газеты «Волжский край», [Самара], 17 июня, № 105, стр. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Витязь, Баян, Графиня, Гражданин, Потомственный (Возможно в заметке упоминается именно этот пароход.), Императрица Александра, Царица.
Упоминаемые судовладельцы: пароходное о-во "По Волге"..