[1900.06] Положение дел пароходного общества «Кавказ и Меркурий»
Положение дел пароходного общества «Кавказ и Меркурий», говорит корреспондент Нов. Вр., в настоящее время волжская злоба дня. Об этом обществе в промышленных кружках много разговоров. В дополнение к сообщенным уже корреспондентам сведениям, он добавляет еще некоторые подробности о положении дел этого общества. В своей жалобе министру финансов, акционеры общества «Кавказ и Меркурий», между прочим указывают, что долги банкам возросли в течение 6 лет с 1891 г. по 1897 г. с 32,583 руб. до 1,118,020 руб. За эти должные суммы общество платит по 8 проц. годовых, что составляет обременительного расхода от 100 до 120 тысяч руб. Увеличение этим долгов не соответствует, однако, увеличению ценности имущества общества, так как судовое имущество увеличилось с 1891 по 1897 год лишь на 618,404 руб., а долги возросли на 1.085,435 руб. Оценка наличного судового имущества в 5.373,124 р. представляется очень высокою, чему много способствовала огромная стоимость построенных в 1896 г. и 1897 г. двух морских и трех речных пароходов. В подтверждение своего заявления акционеры приводят целый ряд примеров вздорожания стоимости вновь построенных судов. По мнению акционеров, такое увеличение стоимости постройки судов в 96 и 97 гг. тем поразительнее, что за последние годы цены на металлы, и, в особенности на сталь, понизились. Кроме того, новейшие морские пароходы оказались слабыми по конструкции и потребовали в скором времени добавочных скреплений. Это обстоятельство показывает, что техническая часть поставлена в обществе дурно и не находится в руках опытных и сведущих инженеров. Что же касается финансовой стороны дела, то акционеры-протестанты приходят к заключению, что огромные позаимствования, сделанные у банков, пошли не на развитие и улучшение дел общества, а единственно на образование оборотного капитала, в чем в прежние годы не встречалось надобности, и для покрытия тех громадных убытков, свыше полмиллиона, которые понесло общество вследствие того, что правление предприняло такие рискованные операции, как перевозка хлопка на верблюдах по пустыням Средней Азии. Так говорят акционеры «Кавказ и Меркурий», так говорят лица, близко знакомые с деятельностью крупнейшего в России пароходного общества. В конце своей жалобы министру финансов акционеры общества указывают на полное бессилие их повлиять на упорядоченные ведения дел общества, вследствие непосильной борьбы на общих собраниях с банками, обладающими по онкольным счетам подавляющим количеством акций. Акционеры в своей жалобе указывают на необходимость правительственной ревизии. Ответ министра финансов на это ходатайство уже известен: по мнению министра, акционерам, при неправильных действиях правления, надлежит искать защиты своих прав общим судебным порядком.Бик.ЮВ таком положении находится это дело. Будет очень жаль, если все эти внутренние дрязги и непорядки отразятся печально на делах общества. Никто не отрицает того факта, что общество «Кавказ и Меркурий» является одним из образцовых в смысле наружного порядка, а также удобства сообщения. Отсутствие коммерсантов в деле, страшно дорогостоящая администрация – вот одни из главных причин затруднений общества. Что возможно было творить безнаказанно 10-15 лет тому назад, того нельзя уже делать теперь. Вздорожание нефтяного топлива с 3 и 5 к. до 25 и 27 к. за пуд невольным образом заставляет подумать и об экономии и более внимательном отношении к делу. Многочисленные конкуренты, отбивающие у общества в громадном количестве грузы, прямо-таки заставляют субсидируемое общество глядеть на дело с коммерческой точки зрения. Об этом давно бы следовало подумать акционерам общества.
(Из газеты «Волжский вестник», 1900 год, 6 (19) июня, № 125, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы: Общество «Кавказ и Меркурий»..