[1902] Санитарное неблагоустройство волжских пароходов

В 1900 г. впервые были подвергнуты исследованию Волга и ее судоходство с санитарной точки зрения. Результаты исследования, обстоятельно изложенные в «Сборнике докладов и отчетов» врачей санитарного надзора Казанского округа путей сообщения (СПб. 1902 г.), оказались весьма и весьма неутешительными. На пассажирских пароходах, которых осмотрено было до 200, в особенно неудовлетворительном состоянии найдены помещения 4 класса, под каковые обыкновенно отводится большая часть нижней палубы, иногда вся нижняя палуба, являющаяся в то же время и товарной палубой. Пассажиры располагаются здесь в громадном большинстве случаев или на сплошных, без всяких перегородок для отдельных лиц, нарах или просто на голом, покрытом грязью, полу, где попало; в лучшем случае, сидят или спят на своей одежде; нередко однако у спящего не бывает под головой даже традиционного кулака – лицо покоится непосредственно на грязной палубе; тут же, возле пассажира, валяются кусок хлеба и прочая еда. Зачастую, по отсутствию места на нарах и на полу, пассажирам приходится взбираться на мешки с мукой или зерном, располагаться на дровах, дугах и даже на бочках, поставленных ребром и притом иногда без всякой подстилки. Число пассажирских мест четвертого класса на некоторых пароходах до 1000 и более; но даже при неполном числе пассажиров может наблюдаться переполнение в том случае, если значительная часть палубы занята товаром или животными (преимущественно лошадьми); благодаря переполнению пассажиров, перевозки животных и товаров, дающих течь из бочек или иных вместилищ, загрязнение палубы достигает таких размеров, что резко отражается на порче воздуха. Еще хуже трюмные (вроде подвала) помещения команды. По своей форме и общему виду эти помещения нередко совершенно не подходят под наше понятие о жилье: по большей части они сыры, тесны, вовсе не вентилируемы, темны. «Встречались каюты», говорит д-р Никитин, «совсем без окон и щелей, кроме входного люка, роль которого в таких случаях сводится до minimum’а. Если к этому прибавить наглухо закрытый люк, то надо удивляться, как это остаются в живых люди, проведя несколько часов чуть что не в герметически закрытой железной коробке». Более удовлетворительно помещение 3 класса; основной недостаток его – обычное отсутствие вентиляции или крайняя недостаточность ее, что особенно дает себя чувствовать при переполнении пассажирами; весьма чувствительно для последних и отсутствие ватер-клозета или ретирада, а иногда даже и умывальников, ибо пользоваться тем и другим в 4 классе очень многим пассажирам положительно отвратительно. Сравнительно лучше помещения для пассажиров 1 и 2 классов, но и они далеко не безупречны. Здесь мы также зачастую встречаемся с отсутствием или недостаточностью вентиляции, затем с отсутствием съемных чехлов на диванах, обивки которых страшно загрязняются, с неравномерным нагреванием кают (отопление паровое, большею частью без регуляторов для отдельных кают), с нередким отсутствием в них плевательниц, что весьма важно вследствие значительного числа чахоточных, ездящих по Волге на кумыс. Много недостатков со стороны хранения и приготовления пищи, водоснабжения, хранения посуды и столового белья. Последнее обыкновенно хранится в жилой каюте содержателя буфета или официантов на открытых полках, изредка лишь прикрытое простыней; часто вместе со столовым бельем рядом складывается и свое собственное, носильное, и масса разных предметов, к буфету не относящихся; встречалось неоднократно и хранение белья в ящике без крышки, который ставится под койки или под стойку в буфете. Буфетная прислуга часто не имеет вовсе никакого помещения и спит то в свободных каютах, то в помещениях, где готовится пища.

Что касается помещений команды на буксирных пароходах и на различных многочисленных не паровых судах, то они в санитарном отношении еще хуже, чем на пассажирских пароходах. Вследствие расположения в трюме, они большею частью темны, без окон, иллюминаторов, сыры, не вентилируемы, с спертым, затхлым воздухом, вовсе не отопляемы на не паровых судах (что встречалось, однако, и на некоторых буксирных пароходах). Содержатся каюты в большинстве случаев очень грязно; на нарах обыкновенно разбросана и вся одежда матросов, зачастую их съестные припасы; под сланью нередко имеется вода, гниющая от попадания в нее всякого сора и отбросов. Но, кроме помещений, есть еще одно обстоятельство, резко ухудшающее положение судорабочих; это запрещение на стоянке каравану разводить огонь, благодаря чему и отсутствию кухонь на берегу судорабочие не имеют возможности готовить себе горячую пищу, иметь кипяченую воду для питья, высушить мокрое платье и т.д.

Таково, впервые констатированное компетентными лицами, антисанитарное состояние наших волжских паровых и не паровых судов. Несомненно, в дальнейшем оно не может уже оставаться в столь печальном положении и должно подвергнуться всестороннему основательному упорядочению, что, вероятно, и составит в самом ближайшем будущем одну из существеннейших задач речного санитарного надзора. А. Ск.


(Из журнала „Медицинское обозрение“, 1902г., №17 стр. 420-421.
Материал предоставлен Алексеем Александровым).