На дворе половина июля, а Волга официально объявлена бесперекатной. Прямо-таки что-то удивительное. Волгари-старожилы не запомнят такого времени. Вода прибывает, а пароходчики… Вы думаете, радуются? Нет, жалуются. Дело в том, что нефтяные рынки в Рыбинске, Ярославле, Рязани переполнены товаром, сливать нефть некуда, а так как Нобель и Ротшильд – господа довольно-таки предусмотрительные, то и вышло, что караваны пароходчиков превратились в бесплатные хранилища нефтяного товара. Задержка страшная, по месяцу, отпуск из Астрахани также производится с задержками, в довершение всего, с 1-го июля Нобель и Ротшильд сократили размер поставки на 10 и на 5 процентов, и все это делается на законном основании, по контракту.
На Волге много новостей. Во-первых, приезд соединенной комиссии из представителей министерства финансов, путей сообщения и государственного контроля. Комиссия эта приедет на Волгу 18-го июля, задача ее чрезвычайно сложная. Необходимо порешить на месте вопрос о дальнейшей судьбе знаменитых гидротехнических сооружений. Что с ними делать? Дамбы – это страшное зло для волжского судоходства. Ремонтировать их – значит тратить казенные средства на поддержание и сохранение опасных и вредных для судоходства сооружений. Гораздо лучше и выгоднее было бы постепенно убирать их. Комиссия поедет, между прочим, и в Саратов. Вот где следует учиться нашим гидротехникам, как не должно строить дамбы. Запрос об уклонении Волги от этого города, по-видимому, решен окончательно и бесповоротно. Староречье, на которое возлагали такие большие надежды, оказалось пуфом: ход староречьем не существует, движение направлено коренной Волгой, испорченной целым рядом дамб, «прорвой водопадом». Сколько миллионов убито на саратовские работы, а какая польза? Никакой. Саратов без воды – единственный пока результат миллионных сооружений около этого города.
В заключение приятная новость. Я писал в «Нов. Врем.» о гонках пароходах Любимова и Каменских, отходящих из Нижнего Новгорода и из Перми в один и тот же час. Как мне передавали, в Перми на этих днях состоялось совещание инспектора судоходства Казанского округа путей сообщения С.П. Доможирова с представителями означенных пароходств. Последним предложено добровольно изменить расписания отхода пароходов. Давно пора!
Ф. Хитровский.
(Из газеты «Новое время», 1902 год, 17 (30) июля, № 9470, стр. 4. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы: Нобель братьев нефтяного производства товарищество, «Мазут», общество нефтепромышленное и торговое, «Любимов Иван и К°», акционерное общество, Каменские, братья Ф. и Г., торговый дом..