[1913.07.28] Катастрофа на пароходе «Графиня»

(От нашего корреспондента)

Как уже известно из телеграмм, 28 июля у пристани в с. Васильевке, Самарского уезда, произошла катастрофа на пароходе «Графиня» о-ва «По Волге».

В день катастрофы в Васильевку разными пароходами было отправлено для найма на жнитво до 10 тысяч рабочих. Пароходы, благодаря этому, были битком набиты пассажирами.

Пароход «Фортуна» купеческого пароходства, везший 1000 рабочих едва не перевернулся на пути из Сызрани и лишь благодаря находчивости командира, повернувшего пароход в противоположную сторону, избежал катастрофы.

До прихода парохода «Графиня» в Сызрань на местной пристани было роздано рабочим 2600 проездных билетов, когда же пароход прибыл в Сызрань, на пристани собралось еще около 1000 рабочих. Часть пассажиров (1600 человек) была передана на пароход «Восточного общества»: на пароходе же «Графиня» было помещено 1600 человек платных пассажиров и свыше 400 человек без билетов, которых не успели выдать на пристани.

За неимением места в классных помещениях и на верхней палубе, рабочих разместили как попало, на самом верху над тентом парохода, где обыкновенно помещаются корзины с фруктами и ягодами и где, по правилам плавания, воспрещается быть пассажирам.

Вследствие такого необыкновенного переполнения парохода, он все время из Сызрани шел с черепашьей скоростью, с очень рискованным креном, то в ту, то в другую сторону.

Когда «Графиня» подошла к Васильевской пристани, рабочие бросились к люкам для схода вниз по трапам. Всех рабочих скопилось на верхней палубе на одной стороне до 1000 человек.

Не выдержав тяжести, пароход повалился на бок, а вслед за этим раздались ужасный треск и шум.

Под тяжестью тысячной толпы провалились крыши 1-го и 2-го класса и большая часть рабочих провалилась на нижнюю палубу, давя и уродуя на своем пути пассажиров-первоклассников.

Раздались крики отчаяния, стоны и вопли, мольбы о помощи…

В кучах изувеченных пассажиров 1-го и 2-го класса многие оказались со слабыми признаками жизни или лишившимися сознания.

Особенно пострадавших зарегистрировано восемь человек, которые были отправлены в земскую больницу. Всех же получивших менее серьезные поранения и ушибы было около 100 человек рабочих.

Но эти пострадавшие до прибытия полиции успели удалиться с пристани; некоторые буквально уползли, чтобы не попасть в протокол и избавиться от задержки во времени.

В числе особенно пострадавших оказался генерал, у которого изуродована правая рука и сдернута кожа с ног. У одной дамы сломаны обе ноги.

Муж ее с револьвером в руках, метался из стороны в сторону, отыскивая командира парохода.

− Подайте мне сюда капитана! – кричал он в исступлении.

− Я с ним разделаюсь… Я ему докажу, как набивать людьми пароход!!

Только после долгих усилий его удалось успокоить.


( Из газеты «Волжское слово», 1913 год, 2 (15) августа, № 168 (1762), стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Графиня, Фортуна.
Упоминаемые судовладельцы: пароходное о-во "По Волге", «Волжско-Камское коммерческое пароходство», акционерное общество, общество Восточное товарных складов..