[1904.03] Подготовка к открытию навигации на Волге в 1904 году
(Корреспонденция «Нового Времени»).

Несмотря на то, что на дворе уже апрель месяц, на Волге нет и признаков близкого открытия навигации. В прошлом году 28 марта в Нижнем Новгороде реки уже вскрылись, началось пароходное движение, в нынешнем – к этому числу нет еще ни одного вершка прибыли воды, по рекам Волге и Оке прекрасный санный путь, лед толст как в крещенские морозы, и ранее 12 и даже 15 апреля трудно и ждать вскрытия Волги. В низовьях Волги – ниже 100 верст Царицына – навигация уже открылась, в среднем плесе Волги и в верховьях ее – зима со значительными ночными заморозками.

Позднее открытие волжской навигации нынешнего года не особенно волнует транспортировщиков. Партия нефтяного груза сдана в сокращенном виде, в былые годы одна только фирма Нобель сдавала на доставку до 100 миллионов пудов мазута, в нынешнем году эта фирма сдала не более 70 миллионов пудов, сокращены партии и других фирм. Цена и условия поставки по-прежнему стеснительны для транспортировщиков. Иное явление приходится отмечать в области товаро-пассажирского движения на Волге. В то время, как буксирное пароходство переживает серьезный кризис, товаро-пассажирское, напротив, развивается с каждым годом. Флот этого пароходства за последнее десятилетие разросся до громадных размеров, причем в самое горячее время навигации и этого громадного флота недостаточно для правильной перевозки той массы публики, которая стремится прокатиться по Волге. Чтобы достать билет на волжский пассажирский пароход в конце мая или в июне, необходимо озаботиться о том заблаговременно, по крайней мере, за неделю. Усиленный спрос на пароходные места со стороны публики побудил пароходные фирмы прибегнуть к срочным громадным заказам новых пароходов.

Особенно много новых пароходов построено на Волге с 1896 г. Общество «Кавказ и Меркурий» выстроило за это время такие гиганты, как «Великая Княгиня Ксения», «Императрица Екатерина», «Великий Князь Александр Михайлович» и скороход «Великая Княжна Ольга Николаевна»; общество «По Волге» включило в линию два премированных на Всероссийской выставке 1896 г. парохода: «Император Николай II» и «Императрица Александра» и пять пароходов, построенных на Сормовских заводах в последующем году: «Царь», «Царица», «Князь», «Княгиня», «Императрица» и, построенный на казенных Воткинских заводах, пароход «Самодержец». Общество «Самолет» также выпустило несколько новых пароходов для низовой и верховой линий. Компания «Надежда», принявшая пароходное дело от злополучного г. Зевеке, также построила за это время четыре больших парохода. Камское пароходство Любимова совершенно обновило свой флот постройкой шести новых громадных пароходов; обновляет свой флот и пароходство бр. Каменских, даже пароходство Кашиной выстроило несколько новых пароходов.

К навигации этого года на Волгу выпускается целая серия новых пароходов. Во-первых, на Сормовских заводах общество «Кавказ и Меркурий» строит скорый пароход «Императрица Мария Феодоровна»; общество «По Волге» строит на тех же заводах один пароход для низового плеса и четыре – для верхового, с постройкой этих четырех пароходов общество открывает новую самостоятельную линию Нижний−Рыбинск. Фирма Каменских строит два новые пассажирские парохода. Стоимость каждого из перечисленных пароходов в среднем не ниже 200,000 р. С будущего года, по слухам, открывает верховую линию от Нижнего до Рыбинска пароходное общество «Кавказ и Меркурий», для чего и предположено заказать четыре новые парохода, а через год уже общество намерено, если, конечно, позволят средства, построить несколько пароходов для специальной скорой пассажирской линии Нижний−Астрахань.

Быстрым развитием товаро-пассажирского движения объясняются, вероятно, те промахи и недочеты, которые приходится наблюдать как в самих пароходных организациях, так и в мероприятиях правительственной власти, обращенных к этим предприятиям. Главнейшие недочеты пароходных предприятий сводятся, в общем, к грубому игнорированию интересов пассажиров 4-го и даже 3-го классов и низших пароходных служащих. По отношению к пассажирам низших классов господа пароходчики держатся какой-то странной обратно-пропорциональной политики: чем больше дохода дают им эти пассажиры, тем меньше заботы проявляется о них. Пора бы уж, кажется, глядеть на пассажира 4-го класса, как на человека, а не как на живой груз.

Ф. Хитровский.


(Из газеты «Новое время», 1904 год, 27 марта (9 апреля), № 10080, стр. 13. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Великая княгиня Ксения, Императрица Екатерина II, Великий князь Александр Михайлович, Великая княжна Ольга Николаевна, Император Николай, Императрица Александра, Самодержец, Князь, Княгиня, Царь, Царица, Императрица Мария Федоровна.
Упоминаемые судовладельцы: Нобель братьев нефтяного производства товарищество, «Кавказ и Меркурий», общество акционерное пароходное и торговое, «Самолет», общество акционерное пароходное, «Надежда», компания, Зевеке общество пароходства и торговли, «Любимов Иван и К°», акционерное общество, Каменские, братья Ф. и Г., торговый дом, Кашина М.К..
Упоминаемые судоверфи: Бенардаки завод в селе Сормово Балахнинского уезда, казенный завод Воткинский (Камско-Воткинский) Сарапульского уезда Вятской губернии.