[1889.07.05] Пароходные беспорядки. (Из писем в редакцию).
Наши пароходные порядки или, вернее, беспорядки вызывают громкие жалобы публики. Некоторые из этих жалоб нам уже случалось помещать на столбцах нашей газеты, но далеко большая часть их осталась не напечатанной, так как иначе пришлось бы несколько раз повторять одно и то же.
Значительная часть присылаемых к нам жалоб касается безобразной гонки пароходов между собою, которая иногда представляет серьезную опасность для пассажиров, а иногда причиняет серьезные неприятности. Особенно часто слышатся нарекания против пароходов бр. Каменских и Любимова, которые, отходя почти одновременно от пристани и, притом, при одинаковой почти быстроте хода, во все время пути стараются перегнать друг друга.
О вышеупомянутых пароходах, т. е. о пароходах бр. Каменских и Любимова, говорится и в документах, полученных нами только на днях с просьбою придать их гласности. Документы эти состоят из заявления, подписанного пятнадцатью лицами, о неприятности, причиненной им пароходом бр. Каменских, и из приложенного к заявлению длинного письма. Охотно исполняем просьбу приславших нам означенные документы – придать их гласности.
Начнем прежде с заявления.
«5 июля 1889 г. мы, нижеподписавшиеся – говорится в заявлении, − составили сей акт на Богородской пристани р. Волги, для заявления, что 20 человек пассажиров на пристани остались непринятыми на пароход в силу того, что пароходу бр. Каменских «Михаилу» не заблагорассудилось пристать к пристани. Последнее он сделал с тою целью, чтобы обогнать пассажирский пароход Любимова «Кунгур», который, идя впереди, естественно потерял время на приставание в Богородске. Почта с Богородской пристани осталась тоже непринятой пароходом бр. Каменских. Надо при этом заметить, что погода была почти тихая, с небольшим ветерком, так что ссылаться на погоду капитану нельзя. Ввиду необеспеченности проезжающих от произвола гг. капитанов и отсутствия прямого закона, карающего такое самоуправство, акт этот предназначается для опубликования».
В пояснение последних слов заявления, считаем нужным прибавить, что жалоба начальнику дистанции пут. сообщ. не может, ввиду пробела в нашем речном законодательстве, повести ни к наложению штрафа, ни к другому какому-либо взысканию в уголовном порядке. Дело в том, что пароходные расписания окружными правлениями пут. сообщ. не утверждаются, и, не имея характера обязательности, тем самым дают возможность к безнаказанному произволу.
В письме, приложенном к заявлению, не сообщаются какие-либо новые факты, но делаются комментарии к самому происшествию, изложенному в заявлении. Признавая основательность этих комментарий, тем более, что – не будь их – нам пришлось бы их сделать от собственного лица, мы помещаем их здесь в извлечении.
«Мне кажется – говорит автор письма, − что публика должна, как милости, ждать от лиц, власть имеющих, воспрещения одновременного отвала по одному направлению пароходов разных обществ. Дело в том, что гонка пароходов, при настоящих условиях, представляет неизбежное и неискоренимое зло, последствия которого крайне печальны. Разве мало история пароходства дает нам примеров столкновений и взрывов судов, хотя бы, напр., тех же бр. Каменских парохода «Иоанн» в 1878 г.? Затем представим себе такой случай: повтори пароход «Кунгур» Любимова маневр, проделанный «Михаилом» в Богородске, − повтори хотя бы в Лаишеве, а «Михаил» опять отплати ему где-либо в Рыбной слободе и т. д., − сколько на всем пути насчиталось бы одураченных пассажиров! Благодаря этой ожесточенной гонке, случаются также нередко случаи оставления на пристани пассажиров. Мне случалось видеть на пристанях оставленными 6-летних детей и стариков, рискнувших выйти на пристань за покупкой провизии, когда конкурирующие пароходы не хотели даже 5 минут терять на стоянку, давая чуть ли не на ходу все три свистка и моментально отваливая. Случаи обхода пристаней, с целью перегнать конкурента, также очень часты и хорошо известны самим почтенным хозяевам. Нельзя не упрекнуть их поэтому в солидарности со своими капитанами, хотя солидное ведение дела требует, чтобы подобное ухарство было обуздано самими владельцами».
В конце своего письма автор передает слух, будто Саратовская и Чистопольская думы намерены издать обязательные постановления и, при сдаче пристаней, требовать, чтобы пароходы в этих городах обязательно находились у пристаней не менее 10 минут. «Таким образом – прибавляет он – инициатива в деле упорядочения пароходного движения будет принадлежать городам, хотя было бы целесообразнее, если бы она принадлежала казанск. округу пут. сообщ.».
В заключение, нам остается выразить только пожелание, чтобы напечатанные нами сообщения обратили внимание кого следует, тем более, что они далеко не единичные, − и чтобы вопрос этот был разрешен возможно скорее. До тех же пор желательно было бы, чтобы на жалобы публики обратили внимание сами пароходные владельцы, в чем, по нашему мнению, заключаются их собственные, разумно понятые интересы. Гоняясь за малым, они теряют гораздо большее, а именно репутацию, которая должна быть дороже всего в каждом промышленном предприятии.
Заявление о случае на станции Богородской передано нами, согласно желанию подписавших его, в казанское почтово-телеграфное управление.
(Из газеты «Волжский вестник», 1889 год, 13 (25) июля, № 169, стр. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Кунгур, Михаил.
Упоминаемые судовладельцы: Любимов И.И., Каменские, братья Ф. и Г., торговый дом..