[1876] Пароходство по реке Белой

Богатая природными условиями, но мало промышленная, Уфимская губерния соединяется с важнейшими рынками России посредством артерии уфимских рек—рекой Белой. Река Белая, называвшаяся в старину русскими ,,Белой-Волжкой", а башкирами—„Ак-Идель" (белая река), выходит из южной части Уральского хребта в Верхне-уральском уезде (Оренб. губ.), у подошвы горы Иремель. Лавируя между горами и выбирая долины, Белая делает крутые повороты сначала на юг, потом на запад и в 608 верстах от истока, недалеко от с. Бугульчана, круто поворачивает на север, сохраняя это направление, несмотря на беспрестанные уклонения, вплоть до впадения своего в Каму.

Грунт р. Белой от верховья до гор. Бирска, на пространстве до 1148 верст, состоит из равного количества крупного гравия и песку, от г. Бирска до дервни Биш-Букан (село Андреевка), на пространстве до 150 верст, количество песку преобладает и, наконец, к устью р. Белой дно совершенно покрыто песком. До села Бугульчана река Белая протекает между гор, а отсюда уральские горы сопровождают только правый берег р. Белой; левый же берег—луговой, только изредка разнообразится горами. Нагорный берег почти на всем протяжении покрыт лесом, и грунт его, по большей части, каменистый, а левый, напротпв, степной, и грунт его глинистый.

В реку Белую впадают с нагорной стороны следующие притоки: Узень, Kara, Нугуш, Бретяк, Селеук, Зиган, Зилим, Усолка, Сим с Инзерм, Уфа, Изяк, Бир, Танып и Буй; а с луговой впадают: Мелеуз, Микатевля, Ашкадар со Стерлей, Куганак, Емангаш, Асава, Узень, Уршак, Дема, Кармасан, Чермасан и Сюнь. Луговые притоки только увеличивают количество воды в реке Белой, но сплава по ним не делается как по незначительной их глубине, так и по отсутствию поблизости леса, годного для постройки судов. По нагорным же притокам, в особенности Бретяку, Нугушу, Зилиму, Инзерю, Симу, Уфе, Таныпу и Бую, сплавляются лес и лесные изделия, железо, железные изделия, сталь, чугун и медь.

У истока река Белая имеет горный характер, падение доходит до 0,0006, а скорость в межень до 5-ти фут. в секунду; затем далее от истока падение и скорость пропорционально уменьшаются, так что помледние 500 верст Белая течет спокойнее, падение от г. Уфы до устья в Каму с 0,0002 переходит в 0,0001, а скорость от 3 до 1 фута в секунду.

Потребность в улучшении водяных путей сообщения в Уфимской губернии, как единственном, сравнительно, дешевом способе первоза, чувствовалась долгое время; но пути не улучшались, передвижение товаров хотя и проявлялось, но в виде допотопных форм сплавного судоходства, и местная промышленность, не имея под рукою обеспеченных средстве сбыта, продолжала находиться в безотрадном положении. Этот застой в улучшении путей сообщения происходил от недостаточного знакомства с краем и его богатствами, от отсутствия местной предприимчивости и от незнания фарватера реки Белой, которая долгое время считалась неудобною для пароходства, как. по случающемуся в ней мелководью, так по быстроте и извилистости ее течения. И надо заметить, что на долю рекп Белой выпадала большая часть обвинений в препятствиях, которые тормозили развитие уфимского пароходства, влияя самым невыгодным образом на экономическую жизнь губернии.

Из приведенного описания реки Белой видно, что для пароходства в верховьи ее, где Белая имеет сходство с горными потоками, требуются некоторые технические применения к устройству самих пароходов, которые могли бы, при малой осадке, противостоять быстроте течения в крутых и частых изгибах фарватера и поднимать в то же время значительный груз; но от устья реки Белой до г. Уфы и даже выше, где падение и скорость течения довольно умеренны, возможно сообщение пароходами обыкновенной конструкции лишь с небольшою осадкой в воде на случай мелководья. Так, кажется, взглянули на это дело офицеры корпуса путей сообщения, производившие, по распоряжению правительства, летом 1857 года исследование р. Белой на всем ее протяжения, найдя р. Белую удобною для пароходства.

В этом же и последующем году, благодаря энергической заботливости главного начальника Оренбургского края, генерал-адъютанта Катенина, об учреждении пароходства по р. Белой, была сформирована особая комиссия, имевшая целью произвести необходимые исследования реки Белой и инструментальное снятие и промерку той части её, которая идет выше г. Уфы. Кроме того, комиссия обязана была приблизительно исчислить, что может быть произведено местными средствами для очищения и углубления русла реки к свободному плаванью во все лето. Когда комиссия окончила свои занятия и убедилась в возможности, по состоянию горизонта воды, пароходного сообщения по Белой даже выше г. Стерлитамака, тогда генерал-губернатор командировал производившего исследование офицера в Нижний-Новгород для предложения пароходным обществам всех собранных данных, определивших степень удобства сообщения по Белой.

Мера эта имела желаемый результат.

Утром, 11 августа 1858 г., в виду гор. Уфы были 2 парохода (купца гор, Углича г. Журавлева) „Грозный'"' и „Быстрый", делавшие этот первый рейс более для опыта, чем для торгового оборота; „Грозный" привел с собою 7 подчалков и на одном из них взял хлеб. 7 сентября, этого же года, в 8 часов утра, пришел легкий пароход общества „Самолет" ,,Русалка" на котором прибыли: бывший контр-адмирал С. И. Мофет и состоящий при нем для статистических исследований Г. Котомкин. Цель рейса заключалась в окончательном решении вопроса о возможности пароходства по реке Белой, в видах открытия общества торговли и пароходства по оной. Русло реки оказалось совершенно удовлетворительно для движения больших судов.

В следующем же 1859 году, 12 мая, вечером, показался в водах реки Белой первый пассажирский пароход общества „Дружина" „Ольга", пришедший не для опыта и промерки, а начавший на деле пароходное сообщение по р. Белой, до сего ожидаемое и встреченное с восторгом местными жителями. Компания „Дружина" получила на это разрешение от правительства, с принятием на себя обязательства сделать в первое лето 4 рейса, в следующее 1860 года—6 рейсов, и затем увеличивать число их впоследствии по мере возможности. „Дружина" приняла на себя это обязательство, в видах устранения исключительного права на пароходное сообщение по р. Белой, которого домогалась компания „Самолет", открывая, таким образом, Белую для всех компаний и вызывая этим всегда полезную конкуренцию. 14 сентября пароход „Ольга" отправился вверх по Белой, предполагая пройти до башкирской деревни Псянчино, а местное начальство сделало распоряжение, чтобы прибрежные жители оказывали содействие в снабжении пароходов, за денежное вознаграждение, дровами и проч. На обратном пути этот пароход взял несколько пассажиров и из Бирска до 20 т. пуд. клади.

Итак, с 1859 года открыто пароходное сообщение по Белой, и заключения, сделанные a priori о несостоятельности реки Белой для установления по ней правильного пароходства, опроверглись фактами, доказавшими, напротив того, полную возможность пароходства по ней во все навигационное время.

Бельскую навигацию 1860 года открыл пароход общества „Дружина" „Лебедь" такой же конструкции и таких же (45) сил, как и „Ольга". Он пришел 1 мая, а 4 ушел обратно, взяв, кроме пассажиров, несколько тысяч пудов клади. В это лето пароходы компании ,, Дружина" посещали Уфу часто. 7 июня приходил в Уфу буксирный пароход „Лебедь", который в новомедведевскую пристань привел баржу и в обратный путь взял в нее до 3000 кулей хлеба. Того же числа приходил „Аскольд", привезший из Казани более 60 пассажиров и взявший в обратный путь из Уфы более 20 пассажиров.

10 июля того же года пришел в Уфу в первый раз пароход Ан. Н . Левашова „Анна", предназначавшийся с открытием навигации 1861 года производить постоянные рейсы от Нижнего-Новгорода до с. Бугульчана во время весны, а в меженную воду—от Нижнего до г. Уфы; но пароход этот недолго занимался перевозкою грузов по р. Белой.

13 июня 1861 года прибыл в Уфу дружининский пароход „Лебедь", а 15 утром ушел вниз по Белой, взявши груз.

В 1862 г, навигация открыта зимовавшим в р. Белой пароходом Камско-Волжской компании „Стрела", который повел более 100 000 пудов железа и приходил в течение весны за железом 3 раза.

В апреле и в июле посетил Уфу легкий пароход общества „Дружина" „Лебедь" и приходил с кладью пароход К. В . компании „Чижик".

Но пароходство по реке Белой .все еще не принимало серьезного значения. Как и всякое новое предприятие, бельское пароходство на первых порах своей деятельности встретило множество таких затруднений, которые, по незнанию местных условий, казались почти непреодолимыми. Незнакомство с фарватером р. Белой, отсутствие сколько-нибудь возможных пристаней и случающиеся мелководья настолько затрудняли движение грузов пароходами, что лоследние часто не успевали во время доставлять кладь на место назначения, подрывая к себе доверие, и это имело следствием то, что пароходы вскоре по появлении в р. Белой оставляли ее, увлекаемые волнами других рек.

Участь пассажирских пароходов была такая же. Испытывая те же неблагоприятные условия и приходя в Уфу редко и не в определенное время, пароходы не могли рассчитывать ни на большое число пассажиров,ни на значительный груз, и отсюда происходила невыгодность рейсов, вынудившая, наконец, компанию „Дружина" с 1863 года прекратить пароходство по Белой.

Но пароходство по Белой не прекратилось. С этого времени (по 1871 год) перевозкою товаров занялся буксирный пароход купца Софронова „Надежда", а с 1867 года открылось и пассажирское пароходное сообщение небольшим пароходом И.Ф. Базилевского, „Манатура"'. Устроенный совсем с другою целью и случайно доставшийся Белой, „Манатура" начал делать с начала навигации 1867 по 1870 год постоянные рейсы 1 раз в неделю между Уфою и Набережными Челнами на Каме. И хотя пристани по Белой были в таком же патриархальном состоянии и случавшиеся мели в реке затрудняли ход парохода, тем не менее он приносил большую пользу местным жителям, перевозя их за недорогую плату до Камы.

Наконец, с 1870 года действительно установилось по Белой правильное пассажирское пароходное сообщение открытием компанией купцов Попова, Полетаева и Исаева „Бельского пароходства'', и в то же время улучшены средства сбыта местных произведений развитием буксирного пароходства. С этого года появились в Белой для буксирования по ней грузов 2 парохода ковровского купца Першина, число которых потом увеличилось, а впоследствии первозкою грузов занялся еще одпи пароход купца Лузинова.

В первый год компания „Бельского пароходства"' располагала только 2 пароходами:„Уфимцем" (бывшим „Манатура") и арендованным у казанского купца Четвергова пароходом „Храбрым"; на следующий же год пассажирское пароходное сообщение совершали 3 парохода: ,,Михаил", ,,Иоанн", впоследствии переименованный в „Николая", и „Павел", переименованный в „Александра".

С этого же 1871 года компания „Самолет" открыла в Уфе свою контору и прислала 2 парохода для легкого пассажирского пароходства по Белой, которые так же, как и пароходы компании „Бельского пароходства", продолжают совершать правильные рейсы: первые—2 раза в неделю между Уфою и Нижним-Новгородом и вторые—3 раза в неделю между Уфою и Казанью: а во время Ниж


(Автор - член Комитета о бедных А. С. Листовский. «Уфимский календарь на 1876 год», выпуск 3, стр. 57-60)
Упоминаемые суда: Аскольд, Русалка, Уфимец, Николай, Михаил, Александр.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет ", Бельское пароходство, общество пароходное "Дружина"..