[1912] Об экспедиции к Северному полюсу и преимуществах двигателя Дизеля
(Письма в редакцию).

Среди ликований, вызванных открытием Амундсена, осталось незамеченным техническое орудие этого завоевания. Десятки полярных экспедиций (снаряжение коих, в общем, весьма однообразно), бывших в руках людей испытанного опыта и энергии, кончались неудачей. Невольно ищешь причин, помогших отважному норвежцу достигнуть заветной цели.

Имеется только одно, но зато весьма существенное отличие экспедиции Амундсена от всех предшествовавших. Дело в том, что Амундсен переделал предоставленный ему нансеновский «Фрам» из парохода в теплоход, т. е. выбросил котлы и паровую машину и заменил их двигателем внутреннего сгорания, выгадав при этом в пространстве, занимаемом судовой машиной, 45 проц. и в весе ее 60 проц. Что же касается до экономии в пространстве, занимаемом топливом, и в весе последнего, то числа еще более поразительны, а именно, соответственно, 60 и 85 проц. (Цифры взяты из журнала «Теплоход», № 9).

Двигатель, установленный на «Фраме», нефтяной, системы Дизеля, шведского завода «Polar», в 180 сил. Тем, что на судне установлен двигатель Дизеля, объясняется загадочное, на первый взгляд, исчезновение кап. Амундсена, известий о котором не было шесть месяцев со дня выхода «Фрама» из Норвегии в С.-Франциско, где были приготовлены запасы для экспедиции, причем Амундсен по пути в Атлантическом океане производил ряд исследований. Его считали уже погибшим, так как казалось невозможным, чтобы судно с механическим двигателем могло находиться в пути полгода, не заходя в какой-либо порт за топливом. Объяснение казалось весьма простым: расход топлива двигателя Дизеля поразительно мал в сравнении с количеством топлива, расходуемого паровой машиной. При снаряжении судна в путешествие, продолжительность коего исчисляется годами, дорог каждый вершок пространства и каждый килограмм подъемной силы судна. Полученный выигрыш в весе и пространстве был использован Амундсеном на увеличение количества собак и провианта, и некоторое уменьшение осадки судна. Теперь кап. Амундсен на том же «Фраме» (шхуна 380 тонн, длиной 128 ф., осадка 15 ф.) идет на Северный полюс, близкий нам не только по расстоянию, но и по тем усилиям, которые были затрачены русскими людьми к открытию и изучению его. Хочется надеяться, что смелый призыв кап. Седова о снаряжении русской экспедиции к Северному полюсу найдет отклик. Важно быстрейшее его оборудование, для равенства шансов с норвежской экспедицией. И если окажется возможным использовать опыт Амундсена и снабдить экспедицию теплоходом, то за двигателем Дизеля не придется обращаться за границу: Россия в деле постройки крупных теплоходов стоит на первом месте в мире, что дает возможность национальной гордости отдохнуть хоть в этом уголке русской техники, во всех остальных отраслях беспомощно отстающей от Запада.

Количество крупных судов (длиною свыше 100 футов), снабженных двигателем Дизеля, выражается пока цифрой 48. Из них 26 судов плавают в России и лишь 22 судна (в том числе «Фрам») приходятся на долю заграницы. С 1912 года отношение меняется: за границей заложено 17 теплоходов, из коих многие – океанские суда; а у нас – 10, причем грандиозных океанских Дизелей, так же, как и мелких судовых двигателей других систем, наши заводы не производят, сосредоточившись на выработке типа Дизеля средних мощностей, наиболее подходящего и для полярного судна.

Интересно, что все дело теплоходостроения создано в России двумя частными заводами (Коломенский и «Л. Нобель») и, кажется, без малейшей поддержки правительства, хотя для России, обладающей неисчерпаемыми запасами нефти, с ее сетью внутренних водных путей и отсутствием угольных станций на морских путях, развитие теплоходства, делающего возможным, например, рейс Петербург−Владивосток и обратно без возобновления взятого в Петербурге запаса топлива – является делом исключительного значения.

Победа «Фрама» открыла еще новую арену для деятельности теплохода – полярные экспедиции.

Б. Н. Ханыков.


(Из газеты «Новое время», 1912 год, 11 (24) марта, № 12930, стр. 6. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судоверфи: Нобеля завод в Санкт-Петербурге, Общества Коломенского машиностроительного завода завод в Коломне.