М. г. В №№ 13206 и 13109 вашей газеты помещены телеграмма и корреспонденция из Казани, в которых сообщается, что казанское губернское земское собрание, ознакомившись с циркулярами нефтепромышленников Нобеля и других, якобы требующих от пароходчиков заключения договоров по приобретению пароходного топлива на навигацию будущего года под угрозой повышения цены до 65 коп. за пуд – усмотрело в действиях нефтепромышленников признаки стачки, и постановило довести об этом до сведения правительственных учреждений и Государственной Думы.
Правление товарищества бр. Нобель считает необходимым разъяснить, что вышеприведенные телеграмма и корреспонденция в искаженном виде воспроизводят циркулярные письма пароходовладельцев, разосланные нижегородской конторой товарищества по вопросу о заключении договоров на покупку топлива для навигации будущего года.
Для выяснения причин, вызвавших рассылку упомянутых циркулярных писем, необходимо иметь в виду, что рано наступившие заморозки повлекли за собой невозможность довести зимние запасы нефтяного топлива на волжских пристанях до их обычной нормы. С другой стороны, сильное вздорожание дров и недостаток в каменном угле вызвали усиленный спрос на нефтяное топливо, последствием чего явилось повышение его цены, которая в настоящее время, в районе Самара−Рыбинск, уже достигла 65 коп. за пуд.
Из приложенного при сем экземпляра циркулярного письма усматривается, что рассылкой его преследовалась главная цель – выяснить теперь же количество потребного пароходчикам топлива, главным образом, для первых рейсов будущей навигации, т. е., до привоза свежих запасов из Баку. При этом указывалось, что в случае желания гарантировать себе потребное количество топлива по определенной цене пароходчики приглашаются заключить заблаговременно в текущем декабре соответствующий договор. Договорная цена топлива была намечена в следующих трех вариантах:
1) твердая цена 42 коп. за пуд франко Астрахань,
2) цена, какая будет существовать у товарищества в момент отпуска товара, с гарантией, что таковая будет не выше 45 коп. за пуд франко Астрахань, и
3) бакинские средние месячные биржевые цены на мазут с прибавлением к ним зафиксированной ставки водного фрахта в 5 коп. на пуд от Баку до Астрахани.
Таким образом, товарищество предоставило своим постоянным покупателям на выбор одну из указанных трех комбинаций, в зависимости от их расчетов и соображений о возможности повышения или понижения цен нефтяного топлива в навигацию 1913 г.
Что касается до указанных в телеграмме и корреспонденции из Казани угроз о повышении цены топлива до 65 коп. в случае несогласия пароходчиков теперь же заключить договор, то это можно объяснить лишь недоразумением, так как в циркулярных письмах нижегородской конторы указывается лишь на риск не заключившим договор пароходчикам платить в будущую навигацию существующую в настоящее время цену 65 копеек за пуд для первых рейсов.
К изложенной фактической стороне дела правление товарищества считает необходимым добавить, что, отдавая распоряжение своим агентам предложить пароходчикам обеспечить себе получение потребного им количества топлива по определенным ценам, товарищество вовсе не преследовало цель получения крупных повышенных цен.
Отдавая себе отчетливое представление о той крупной роли, какую играет Волга со своим судоходством для нефтяной промышленности в России, товарищество всегда уделяло особое внимание интересам судоходства и шло навстречу его нуждам, доказательством чего может служить то, что в конце навигации текущего года, несмотря на повышение цены топлива, товарищество не подняло цен на пароходное топливо и держало их на одном уровне в течение всей навигации из расчета 39 коп. франко Астрахань.
Правления товарищества директор
М. Белянин.
(Из газеты «Новое время», 1912 год, 23 декабря (5 января 1913 г, ), стр. С. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы: Нобель братьев нефтяного производства товарищество..