[1887.04] Планы общества «Самолет» в навигацию 1887 года

Мы, приволжские жители, пишет корреспондент «Моск. Лист.», всегда с лихорадочным нетерпением ожидаем открытия навигации: с началом ее мы становимся людьми вполне свободными, могущими без малейшего труда и материальных затрат передвигаться куда нам заблагорассудится. Вследствие этого, понятно, что мы с марта месяца уже некоторым образом оживляемся, начинаем строить планы, кто куда двинется с первыми пароходами, прислушиваемся ко всем новостям, так сказать, из пароходного мира; в апреле оживление это идет все crescendo и, наконец, как только вскроется Волга, и мы заслышим первые свистки пароходов, мы уже совершенно оживаем. Итак, сейчас пора планов и слухов! Больше всего слухов, и к тому же наиболее интересных, о злосчастном обществе «Самолет», приобретшем такую печальную известность прошлогодним инцидентом с своей несчастной «Верой». Общество это, и без того не особенно завидно работавшее, после катастрофы совсем упало духом, и вообще прошлая навигация дала ему страшный убыток: во-первых, пассажиры стали усиленно избегать «Самолета», а во-вторых, пришлось выплатить массу денег семействам пострадавших, не считая того, что общество потеряло прекрасный и недешевый пароход.

Итак, дела общества очень плохи, и вот оно теперь решилось собраться с последними силами – сделать для публики все возможное в смысле удобства и приятности путешествовать на его пароходах, надеясь этим загладить неприятное впечатление прошлогодней катастрофы и вернуть к себе публику, которая, ведь известно, не злопамятна. Удастся ли это «Самолету» – покажет будущее, а теперь я скажу, чем же собственно оно хочет подкупить публику. Во-первых, на всех «самолетских» пароходах заводится электрическое освещение по системе Яблочкова, керосин совершенно изгоняется. Затем на каждом пароходе будет масса разных противупожарных инструментов и приспособлений, с антипиром во главе. Затем «Самолет» выпускает целых четыре новых парохода, сделанных по типу известной «Марии», действительно парохода роскошного, не поражающего, правда, своею грандиозностью, как меркурьевские «Суворов» и «Александр», но чрезвычайно удобного для пассажиров и очень быстрого по своему ходу. Выпускать новые пароходы «Самолет» давно уже решил, но думал это делать постепенно, выпуская по одному, много два в год, но теперь он собирается выпустить сразу четыре. Как слышно, пароходы эти выйдут в свет под именами: «Пушкин», «Лермонтов», «Гоголь» и «Жуковский», на которых публике и представится возможность разъезжать по Волге. Все эти слухи, конечно, очень отрадны. Наконец-то «Самолетское» общество взялось за ум! Но интересно бы знать, обратило ли оно внимание на состав своих служащих и сделало ли и в нем преобразования и улучшения? Насчет этого что-то ничего не слышно, а ведь служащий персонал – это чуть ли не самое больное место на самолетских пароходах! В нем нужны коренные преобразования, начиная с последнего матроса и кончая самими гг. капитанами, потому что служащие отличаются своею грубостью, а капитаны непониманием дела.

Такое серьезное дело, как управление пароходом, нужно поручить людям специально к этому подготовленным, а не каким-нибудь проходимцам, ничего в пароходном деле не смыслящим и воображающим себя Бог весть чем, после того, как наденут капитанскую фуражку. А на вопрос: где взять этих специалистов? Я отвечу: там же, где берет их, напр., общество «Кавказ и Меркурий», где почти все капитаны больших пароходов моряки, только понятно для этого нужно увеличить оклад жалования, потому что за 75-100 руб. в месяц, как получают самолетские капитаны, моряка не достанешь. «Самолету» не мешает об этом подумать, если уж он действительно задумал исправиться. По слухам, общество сейчас не желает никаких затрат, оно именно собирается с последними силами, т. е. или уже пан, или пропал!

О других пароходных обществах пока еще ничего не слышно. «Волжское» общество вероятно чинит свои старые пароходы и подновляет их, держась того убеждения, что не наружность и шик для парохода главное, а внутреннее благоустройство. И действительно, на «Волжских» пароходах порядок образцовый и они за это имеют много почитателей. Дела этого общества в прошлую навигацию, как слышно, прошли, что называется, «ни шатко, ни валко», т. е. оно и убытку не имело, да и барыша тоже. Но вот зато «Меркурий» работал прекрасно, это общество получило громадный барыш, что уже доказывается ценностью его акций.


(Из газеты «Самарская газета», 1887 год, № 74, 14 апреля, стр. 1-2. Материал предоставлен Алексеем Александровым )
Упоминаемые суда: Вера, Фельдмаршал Суворов, Император Александр II, Мария, Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Гоголь.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет ", Общество «Кавказ и Меркурий», пароходное о-во "По Волге"..