В одном из последних номеров «Биржевых Ведомостей», под рубрикой «Голоса купечества» − помещена небольшая заметка, трактующая о причинах упадка судоходства на Волге. Вот что читаем мы в этой заметке:
«Приходящая к концу навигация настоящего года не может быть отнесена к числу удовлетворительных для волжского судоходства. Неблагоприятных условий, как относительно состояния воды, так и других каких-либо затруднений к свободному и беспрепятственному плаванию не было, но вся беда заключалась в настолько понизившейся плате за доставку грузов и перевозку пассажиров, что многие пароходовладельцы едва ли покроют свои навигационные расходы. Обыкновенно такое положение относят к уменьшению количества перевозимого по Волге груза, но подобное заключение нельзя признать справедливым, ибо количественное отношение груза значительных изменений, в период последних лет, не представляет, а между тем, при равномерности количества перевозки, число занимающихся ею судов каждогодно увеличивается и притом в таких размерах постройки, что одновременно перевозится груза вдвое и втрое более, чем это производилось в прежнее время. Вот главная причина упадка судоходства: предложение услуг стало гораздо более, чем может иметься на них требований. Вследствие этого буксирные пароходы, работая прежде всю навигацию по хорошей цене, ныне делают лишь весенние рейсы, и за сим если не все, то большая часть должны оставаться или в бездействии, или же брать доставки только для того, чтобы заработать расходы на команду. Что же касается до пароходов пассажирских, то конкуренция между ними достигла необычайных пределов: они стали сталкиваться не только на воде, но и на газетных столбцах, как это происходило между двумя пароходными обществами: «Самолет» и «По Волге» в защиту командиров, ловивших наперегонку пассажиров. Конечно, такие солидные пароходства, как «Кавказ и Меркурий», Зевеке и Каменских не прибегали к подобным средствам, но, во всяком случае, им пришлось сильно понизить плату за перевоз пассажиров и товаров, и так как точка, на которой может остановиться конкуренция, еще не поставлена, то вопрос может прийти к тому: кто долее выдержит, и кто скорее разорится. Крупные партнеры, без сомнения, должны побить мелких, но самая игра потеряет уже свою правильность и долго придется поправлять неверные ходы.
Оставаться в вышесказанном положении судоходство долго не может; малые пароходы должны быть вытеснены с Волги, и тогда появится иная крайность: монополия для крупных судовладельцев. К этой монополии они давно и видимо подвигаются, строя громадные суда и постоянно ходатайствуя о тех или других улучшениях фарватера и сооружениях, имеющих именно, а в некоторых случаях исключительно удобство и назначение собственно для них. На этом основании те затраты, которые производятся и будут производиться по углублению фарватера и устройству гаваней, покровительствуя крупному судоходству, послужат к ускорению разорения мелкого, и потому нельзя не согласиться с высказанным уже мнением, что, вместо больших издержек на Волгу, не лишним было бы обратить внимание на ее притоки, сделав их, насколько возможно, способными к судоходству, и доставив тем новый источник для заработков мелким судоходчикам. Сотни тысяч изводятся на устройство затонов и гаваней, но, между тем, не только крайней, а даже необходимой нужды в них не имеется, ибо безопасных мест для зимовки вполне достаточно, а если и случаются какие несчастия, то известно уже, что все они происходили от небрежности, невнимательности и нераспорядительности самих судовладельцев, или уполномоченных ими распорядителей. Едва ли найдутся такие лица, которые могли бы поручиться, что средства, употребленные на устройство гаваней, могут вознаградиться.
Два примера могут служить тому подтверждением: первый состоит в том, что когда устраивали на реке Оке ледорезы, то почти наверное рассчитывали сбором с судов, которые будут становиться на зимовку под их охрану, в течение десяти лет собрать в возврат ту сумму, которая употреблена на их устройство. Прошло пять лет, а не собрали еще и десятой части издержанного; год от году становится менее судов под охрану тех ледорезов, и в конце концов, оставляемые без поддержки и ремонта ледорезы частию уже уничтожены, а остальные приходят к разрушению. Второй пример состоит в том, что, когда около села Сормова подрезало и потопило несколько судов с нефтяными продуктами, то отнесли это несчастие к недостатку безопасной стоянки для таких судов и употребили солидную сумму, чтобы устроить для них такую стоянку в Сормовском затоне. Владельцы погибших судов указывали на то, что на месте, где произошло несчастие, суда их зимуют уже не первый год, и вся беда произошла от нераспорядительности наблюдателей, но против этого указания восстали горячие сторонники устройства затона, и когда его устроили, то противники, чтобы фактически доказать правоту свою, не вошли в затоны с своими судами, а поставили их снова на месте гибели, но уже с нужными предосторожностями, и ни одна льдина не задела тех судов.
Таким образом, представляется не только возможность, но и основание воздержаться от солидных затрат на большие сооружения на Волге, ввиду доставления удобств исключительно для крупного пароходства. Не раз уже говорено было, что, строя громадные суда, судоходчики не сами применяются к условиям волжского фарватера, но хотят его применить к своим желаниям и требованиям; были против этого и возражения, но, так как они противоречили истине, то и не выдержали критики. В самом деле, жалуются, что Волга год от году мелеет, а между тем, тоже год от году строят суда все больших размеров и большей вместительности. Чем же объяснить это? Ничем иным, как вышесказанным, что крупные судовладельцы стремятся к уничтожению мелких, но частные интересы не могут иметь преимущества перед общими, и монополия крупных судовладельцев на Волге нежелательна».
(Из газеты «Астраханский справочный листок», 1887 год, 31 октября, № 236, стр. 1-2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы: «Кавказ и Меркурий», общество акционерное пароходное и торговое, «Самолет», общество акционерное пароходное, «по Волге», пароходное общество, учрежденное в 1843 году, Зевеке А.А., Каменские, братья Ф. и Г., торговый дом..