Навигация текущего года, вследствие значительного, давно небывалого мелководия на Волге, характеризуется массой убыточных для пароходовладельцев и товароотправителей случайностей, к числу которых принадлежат беспрестанные посадки на мель пароходов и баржей, сильные опоздания в пути, повреждения судов на перекатах и т. п.
«Колорадо» принадлежит популярной на Волге фирме «Наследники А.А. Зевеке», по времени постройки – первый из «американцев», носивший некогда тенденциозное название «Переворот», во все время своего почти 20-летнего плавания по Волге ни разу не подвергался серьезным повреждениям, благодаря счастливому стечению обстоятельств. Но «на всякую старуху бывает проруха».
«Колорадо» сидит теперь в трех верстах выше Балакова, почти «на средине фарватера», сидит прочно на целой гряде подводных камней.
Случай с «Колорадо» произошел при следующей обстановке. Около 11½ часов ночи с 7-го на 8-е августа, «Колорадо», имея на вахте своего командира, известного опытностью и осторожностью шкипера А.А. Садовского, отвалил от пристани Балаково для следования вверх по Волге.
Огибая мели, лежащие перед Балаковской пристанью у левого берега и, будучи уже на одной с ними линии, «Колорадо» получил сигнал – идти направо – шедшего навстречу, по течению, парохода «Самолет», принадлежащего Обществу того же названия. Так как «Самолет» был уже близко и путь около малого берега занят несколькими плотами и, следовательно, отказаться следовать указанию «Самолета» было рискованно, то г. Садовский вынужден был, во избежание столкновения, принять сигнал и взять к правому берегу.
Только что «Колорадо» уклонился, как почувствовался первый удар в подводную носовую часть, подкинутый толчком кверху, пароход несколько свернул в сторону и снова ударился, а в следующее мгновение – еще раз, после чего сразу остановился. С первым же ударом определилось, что повреждение громадное, а с третьим, пришедшимся как раз в машинный трюм, судьба «Колорадо» была решена.
На пароходе произошло страшное смятение. Пассажиры, видя себя в отдалении от берега и заподозрив, кроме повреждения в корпусе, еще пожар на пароходе, в переполохе торопились спасаться – кто как умеет. Два человека уже успели броситься в воду, когда публика несколько успокоилась, убедившись, что пожара нет и пароход опускается в воду медленно. За признаки пожара были приняты клубы пара, выпущенного в предупреждение взрыва, из котлов догадливым машинистом, и мелькавшие в этом пару огоньки электрических лампочек. Когда машина перестала действовать и электрический свет погас, а это случилось тотчас вслед за третьим ударом, остановившим судно, пожарная паника миновала и бросившихся в воду пассажиров втащили на палубу обратно.
В момент крушения командир погибающего «Колорадо» успел дать несколько призывных свистков, обязывавших поравнявшегося с «американцем» «Самолета» идти на помощь товарищу. Вопреки существующим на этот счет обычаям и правилам, пароход «Самолет» не остановился и преспокойно отправился к своей балаковской пристани. Тотчас же, вслед за ним, с «Колорадо» послали шлюпку и доставленные на ней люди стали, вместе с местным агентом пристани А.А. Зевеке, требовать от командира «Самолета», чтобы он немедленно шел на помощь пассажирам «Колорадо» и для спасения груза. Предполагалось первоначально, что «Колорадо» затонет вовсе. Командир «Самолета», ссылаясь на многочисленность своих пассажиров и груза, решительно отказывался исполнить обращенное к нему требование. Тогда агент пароходства Зевеке предложил самолетскому командиру своих грузчиков для освобождения парохода от груза, чтобы идти к «Колорадо» облегченным и снять хоть пассажиров, участь которых могла зависеть от промедления или выигрыша единой минуты. Командир «Самолета» и на это предложение ответил отказом. По счастью, на пристани случились местные жандармские и полицейские «чины», которые заставили командира разгрузить пароход и идти на помощь к «Колорадо». Таким образом, пассажиры с потерпевшего аварию пароходы были сняты и благополучно доставлены в Балаково. Можно надеяться, что человеческих жертв в данном случае не было, что же касается материальных потерь, то они почти одинаково велики как для пароходовладельцев, так и товароотправителей. Пароход «Колорадо», получив три громадных повреждения в подводную часть, погрузился носовою частью на 27, а кормовою на 23 четверти в воду. Большой камень вошел вершиной в машинный трюм, приподняв котлы и разворотил шпангоуты; левая машина также изуродована. Передние три грузовые трюма совершенно залиты водою, задний рулевой трюм хотя и отделен непроницаемой перегородкой, однако тоже дает течь в клепках, что свидетельствует о чрезвычайной силе удара, распоровшего половину железного корпуса по длине его. Пароход застрахован. Подмочено грузов более 10,000 пуд. из 16,000: убытка кладчики потерпят тысяч 30, ибо никто не догадался застраховать товар.
О причинах крушения «Колорадо» не существует разноречий, − до такой степени они ясны. Лет тридцать тому назад на камнях, сгубивших «Колорадо», погибла груженая баржа купца Зворыкина; затем, в 1882 году тут же проломился большой пассажирский пароход Общества «Самолет» «Императрица». После этой аварии путейское ведомство распорядилось отметить опасную гряду камней красным бакеном, который ставился аккуратно в течение шести лет, а потом неизвестно почему был снят. Если камни признаны опасными и не уничтожены, то почему перестали выставлять на них предостерегательный знак? Опасная гряда отделяется от гористого берега 120-саженным пространством глубокой воды, и так как горы бросают длинную тень на реку, а в темную ночь вода и берег сливаются, то судоходы, даже самые опытные, могут наскочить на эти скалы.
(Из газеты «Новое время», 1890 год, 19 (31) августа, № 5198, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Колорадо, Самолет, Императрица.
Упоминаемые судовладельцы: Зевеке А.А. наследники, «Самолет», общество акционерное пароходное..