[1861] Водяные сообщения в Костромской губернии

Костромская губернія, имѣя весьма важное значеніе въ промышленномъ и мануфактурномъ отношеніяхъ, имѣетъ также и всѣ способы для сбыта своихъ произведеній.

Волга, самая важная рѣка въ Россіи по величинѣ и судоходству, раздѣляетъ губернію на двѣ части и всѣ остальныя рѣки, текущія по губерніи, принадлежать къ ея бассейну. Въ нее, въ параллельномъ направленіи съ сѣвера на югъ, впадаютъ 4 судоходныя рѣки: Кострома, Немда,Унжа и Ветлуга, имѣющія каждая множество боковыхъ притоковъ, болѣе или менѣе удобныхъ для сплава.

Въ Костромской губерніи водяное сообщеніе производится по 18 рѣкамъ, изъ которыхъ только 6, а именно: Волга, Кострома, Унжа, Ветлуга, Нея и Векса судоходны; остальныя же суть только сплавныя, какъ то:Мѣжа, Тутка, Монза, Сельма, Немда, Желватся и другія менѣе значительныя рѣки.

а) Судоходныя рѣки:

Р. Волга судоходна на всемъ своемъ теченіи по Костромской губерніи; о препятствіяхъ встрѣчаемыхъ судоходствомъ по этой рѣкѣ, мы уже говорили при описаніи ея въ гидрографіи.

Р. Кострома дѣлается судоходною во все время навигаціи отъ г.Буя, т. е. съ того мѣста, гдѣ она принимаетъ въ себя рѣку Вёксу, вытекающую изъ Галичскаго озера. Весною же, въ полную воду, по Костромѣ производится водяное сообщеніе отъ г. Солигалича.

Р. Унжа судоходна на всемъ своемъ теченіи по Костромской губерніи.

Р. Ветлуга, за множествомъ отмелей, судоходна только въ полноводіе.

Р. Нея, судоходна только весною, въ полную воду, на разстояніи 100 верстъ отъ ея устья.

Р. Векса, на всемъ протяженіи своемъ судоходна только во времявесеннихъ разливовъ, а въ остальное время по ней можно сплавлять только плоты и досченики съ незначительнымъ грузомъ.

б) Сплавныя рѣки:

Р. Свѣтица. Сплавъ по ней бываетъ только весною.

Р. Сельма. По ней весною сплавляется лѣсъ и сгоняются выстроенныя на ней барки.

Р. Тутка. По ней производится весною значительный сплавъ лѣса въ р. Кострому.

Р. Монза. Сплавъ по ней производится только въ полноводіе.

Р. Тебза, по которой производится сплавъ лѣса въ р. Кострому, во время весенняго разлива.

Р. Елнать-Желватол. По ней производится весною сплавъ лѣса на протяженіи 80 верстъ.

Р. Немда. По ней весною сплавляется значительное количество лѣсу, на протяженіи 120 верстъ.

Р. Вига. Въ весеннее время по ней производится сгонка лѣсу, мелкими плотами въ р. Унжу.

Р. Мѣжа. На ней строять суда, сгоняемыя весною въ р. Унжу.

Р. р. Бѣлый Лухъ и Черный Лухъ, весною удобны для сплава.

Р. Уста. Весною по ней сплавляется лѣсъ.

Костромская губернія, сѣверныя части которой имѣютъ болотистую, а южныя глинистую и песчаную почвы, бѣдна хлѣбопашествомъ и потому существующія здѣсь пристани служать болѣе для складки хлѣбныхъ запасовъ на продовольствіе жителей, занимающихся другими промыслами,чѣмъ для отпуска мѣстныхъ произведеній этаго рода.

Число пристаней находящихся на рѣкахъ Костромской губерніи здѣсь показано:

На р. Волгѣ - 5; а именно при городахъ: Костромѣ, Плесѣ,Кинешмѣ, Юрьевцѣ и пос. Пучежѣ.

На р. Костромѣ - 2; при г.г. Солигаличѣ и Буѣ.

На р. Унжѣ -1 при г. Макарьевѣ и 1 лѣсная пристань придеревнѣ Федуринѣ.

На р. Ветлугѣ - 19 лѣсныхъ пристаней; изъ коихъ въ Ветлужскомъ уѣздѣ: при г. Ветлугѣ, при с.с. Быстромъ, Архангельскомъ, Рожественскомъ,Троицкомъ, Одоевскомъ, Макарьевскомъ; въ Варнавинскомъ уѣздѣ: - 2 Лопшанскія, Вознесенская, Денисовская, Боярская, Сафоновская, Шуйская, Богородская, 2 Лапатинскія, Моисѣевская и Баковская.

На р. Немдѣ 1 при д. Лиходомовѣ.

При устьѣ рѣки Желватой въ Волгу. 1 при д. Зоринѣ.

Суда, плавающія по судоходнымъ рѣкамъ Костромской губерніи, получають различное устройство и разныя названія, смотря по мѣсту и рѣкѣ съ которыхъ они сплавляются; а именно:

1 ) Машинныя суда. Длина судна простирается отъ 25—30 саж., ширина отъ 18-21 арш., вышина боковъ отъ 12-14 четвертей, осадка въ водѣ при полномъ грузѣ отъ 1½ до 2½ аршинъ. На такомъ суднѣ устраивается балконъ, для помѣщенія отъ 40—44 лошадей; на верху балкона ставится чугунный шкивъ, на который навивается бичева съ якоремъ въ 40 пудъ, называемымъ завознымъ; посредствомъ безпрестанныхъ завозовъ суда идутъ въ день отъ 15 до 20 верстъ, имѣя грузъ съ подчалкомъ отъ 70 до 100 тысячь пудъ.

2) Мокшаны или Мокшанскія суда, строятся и нагружаются хлѣбомъ въ Тамбовѣ, длиною отъ 20 до 30 сажень; шириною отъ 16—21 аршинъ, вышиною отъ 9—16 четвертей; груза поднимаютъ до 40,000 п. при осадкѣ 9 четвертей.

3) Разшивы, длиною отъ 12-19 сажень, шириною отъ 13—20 аршинъ, высота боковыхъ стѣнъ отъ 8-12 четвертей; грузу поднимаютъ отъ 11 до 25 тысячь пудовъ, при осадкѣ отъ 6 до 9 четвертей. Приходятъ изъ низовыхъ губерній, а также строятся и нагружаются въ Кинешемскомъ и Юрьевецкомъ уѣздахъ.

4) Коломенки, съ Камы и Вятки, длиною до 20 саж., шириною отъ 3-хъ до 4 саж., въ вышину отъ 9 до 11 четв., груза помѣщается отъ 7 до 8,000 пудовъ.

5) Бѣляны или суряки, длиною отъ 18-20 саж., шириною отъ 13-16 аршинъ, вышиною въ 14 четвертей, груза поднимаютъ отъ 17 до20,000 пудовъ.

6) Гусянки приходятъ изъ Нижняго и съ р. Унжи; длина ихъ отъ28-30 сажень и отъ 20 до 15 саж., ширина первыхъ 19 аршинъ, вышина 12 четвертей; груза поднимаютъ первыя отъ 40 до 50 тысячь пудовъ, вторыя отъ 30 до 20,000 пудовъ.

7) Шитики, длиною до 14 сажень, шириною отъ 5 до 6 саж., вышиною до 14 четвертей; тяжести поднимаютъ до 10,000 пудовъ.


8) Барки, длиною отъ 18 до 19 саж., шириною отъ 12 до 15 арш.,вышина боковъ 12 четвертей; груза поднимаютъ до 16,000 пуд.

9) Полубарки, длиною отъ 8—13 саж., шириною отъ 3—4 сажень;поднимають груза до 5,000 пудовъ.

10) Полулайбенки, длиною отъ 19-22 саж., шириною 15-16 арш.,вышиною

11 четвертей, поднимаютъ тяжести отъ 20 до 25,000 пудовъ.

11 ) Кладныя лодки, по мѣсту своего строенія называются городецкими, такой же конструкціи, какъ и шитики; груза поднимаютъ около2,500 пудовъ.

Изъ всѣхъ означенныхъ судовъ разшивы и кладныя лодки, большею частью ходять вверхъ и внизъ по Волгѣ, прочія же суда, дойдя съ товаромъ до пристани, уже не возвращаются обратно, но продаются въломъ.

Средства для движенія судовъ, особенно противъ теченія, многоразличны; изъ нихъ паруса доставляютъ быстрѣйшій ходъ; но волжскія судане могутъ лавировать, и потому парусами можно пользоваться только при совершенно благопріятномъ вѣтрѣ; подъ парусами, при попутномъ вѣтрѣ,судно можетъ пройти до 100 верстъ въ сутки и болѣе.

Въ противномъ случаѣ они идутъ троякимъ способомъ: 1) помощью завозныхъ якорей; 2) бичевою, и 3) на шестахъ.

Первый способъ состоитъ въ томъ, что бурлаки завозять сажень на 300 или 400 впередъ судна якорь въ 15 и болѣе пудовъ, на большой лодкѣ, называемой завозною, и сбрасываютъ его на этомъ разстояніи въводу, съ привязаннымъ канатомъ. Якорь врѣзывается въ дно рѣки, а бурлаки возвращаются по теченію къ своему судну, выбрасывая по пути находящійся у нихъ въ лодкѣ канатъ, конецъ котораго передають бурлакамъ на судно, за который они посредствомъ лямокъ заставляютъ судно двигаться впередъ по направленію каната, къ тому мѣсту, гдѣ сброшень якорь. Не дожидаясь пока канатъ будетъ весь вытянутъ изъ воды и тронуть якорь съ мѣста, новая смѣна бурлаковъ спѣшитъ тѣмъ же способомъ завезти другой якорь, чтобы судно могло идти безостановочно.

Судно въ ненастную погоду, при помощи привычныхъ бурлаковъ, можетъ пройти до 30 верстъ въ сутки.

Второй способъ, посредствомъ бичевы, можетъ быть употребленъ только тогда, когда весеннія воды сольются и откроются берега рѣки. Въ бичевой тягѣ, къ мачтѣ судна привязывается канатъ, отъ 70 до 100 саж. длиною, сообразно съ тѣмъ разстояніемъ отъ берега, въ какомъ судно можетъ идти свободно, а бурлаки слѣдуя берегомъ, тянутъ судно посредствомъ лямокъ. У судна малаго размѣра, бываетъ только одна линія бурлаковъ; у судна же большаго размѣра бичева раздѣляется на два конца, за которые тянуть двѣ гусевыя шеренги лямочниковъ. Этимъ способомъ судно дѣлаетъ отъ 15 до 12 верстъ въ день и болѣе.

На шестахъ же могутъ идти только самыя малыя суда и то при значительномъ пониженій воды.

Конныя машины идутъ вверхъ по рѣкѣ посредствомъ завозныхъ якорей; но эта громадная тяжесть приводится въ движеніе уже не силами человѣка, а лошадьми, которыя раздѣляются на три смѣны, и которыхъ, смотря по величинѣ груза, бываетъ въ одной смѣнѣ отъ 30 до 45 и до 60 лошадей.

Конныя машины изобрѣтены въ Россіи Поадебирдомъ, въ 1813 и 1814 годахъ.

Для завозки якоря при конныхъ машинахъ употребляются большія лодки или мелкіе пароходы. Эта машина идетъ въ сутки около 20 верстъ.Такихъ машинъ на Волгѣ около ста; но эти машины, имѣя свои выгодныя стороны по простотѣ механизма и плоскодонности, обходятся дорого, двигаются медленно, служатъ не долго и требуютъ много лошадей,

почему постройка ихъ вновь нынѣ болѣе не производится.

Вмѣсто конныхъ машинъ, строятся нынѣ, появившіяся около 13 лѣтъ тому назадъ, машины, называемыя кабестанными или шкивными пароходами, на которыхъ кабестанъ приводится въ движеніе не лошадьми, парами: устройство этой машины обходится въ 50,000 руб. серебромъ; она везеть грузу около 500,000 пудовъ и идетъ около 30 верстъ въ сутки.

О существующихъ компаніяхъ пароходства

Первые опыты пароходства по Волгѣ, какъ извѣстно, сдѣланы были въ 1820 году, титулярнымъ совѣтникомъ Евреиновымъ, который учредилъ между Нижнимъ Новгородомъ и Рыбинскомъ сообщеніе на 5 пароходахъ,каждый въ 16 силъ; но это предпріятіе не имѣло въ то время желаемыхъ успѣховъ, какъ по незначительной силѣ пароходовъ, такъ и по самой конструкціи ихъ, мало согласовавшейся съ свойствами рѣки,которая весною многоводна и быстра, а среди лѣта мѣстами мелка, и потому едва способна для поднятія судовъ значительной величины.

Неудача перваго предпріятія едва не была причиною совершеннаго прекращенія пароходнаго сообщенія по Волгѣ. Но съ 1843 года предпріятіе это снова возобновилось съ большою дѣятельностью; въ этомъ году было учреждено общество пароходства по Волгѣ, съ цѣлью облегчить и ускорить торговое судоходство, посредствомъ буксированія судовъ пароходами.

Два другія пароходныя общества, Польза и Камско - Волжскаго пароходства, въ 1854 году, а Нептунъ и Дружина въ 1858 году, учреждены съ тою же цѣлью. Сверхъ того перевозкою хлѣба по Волгѣ занимаются пароходы принадлежащіе частнымъ лицамъ.

Для перевозки пассажировъ учреждено въ 1853 году общество Самолетъ, котораго пароходы ходятъ между Тверью и Казанью. Для послѣдней цѣли есть пассажирскіе пароходы и въ обществѣ Дружина.


(Из книги «Материалы для статистики и географии России, собранные офицерами Генерьного штаба. Костромская Губерния», составитель Я. Крживоблоцкий, 1861 год, стр. 127-132)
Упоминаемые судовладельцы: «по Волге», пароходное общество, учрежденное в 1843 году, «Самолет», общество акционерное пароходное, «Дружина», пароходное общество, «Польза»-пароходное общество, Камско-Волжское пароходное общество..