[1913.04.17] Ураган на Волге 17 апреля 1913 года

17-го апреля в Нижнем разразился ураган. Начался он накануне. С утра 16-го апреля было ясно и температура держалась выше нуля при слабом северном ветре, после полудня барометр сильно упал, а с запада пошли тонкие облачка, к ночи ветер усилился, часто изменяя направление: то дул с северо-запада, то с запада, то перекидывался снова с С. Точно обиженная таким капризом полноводная Волга насупилась, зарябилась и взволновалась окончательно, когда после полуночи, непостоянный до того времени, ветер, словно выбиравший место, куда бы побольнее ударить, с удвоенной силою подул с севера, Волга вздымала громадные валы и сердито гнала их прямо на городской берег в бок стоявшим судам. Ветер свирепел и с каким то озорством срывал с волн гребни и рассевал их мелкой пылью, вихрем крутил деревья, ломая ветви и сучья и замораживая распустившиеся молодые листочки нежных берез, буйным порывом срывал с домов крыши, валил трубы, заборы, вывески; с земли на бульварах поднимал опавшие листы и, крутя их вместе с песком, разносил по улицам... На Волге творилось что то невообразимое: вой ветра, скрип и треск ударявшихся друг о друга судов, крики людей, звуки срываемых с пристани железных крыш, звон падавших уличных и набережных фонарей, кипение и клокотание расходившейся водной стихии—все сливалось в невообразимый шум и гам.

Когда вверху, в городе, бушевал ураган, внизу, на берегу, свирепствовала расходившаяся Волга; волна за волной смывали откосы, с силой швыряли не только лодками и мелкими суденышками, но доставалось и крупным, тяжелым двухэтажным дебаркадерам, с утра уже на них были кое где сорваны крыши, побиты стекла, повалены трубы; безусловно все оказались выдвинутыми на берег с поломанными сходнями. Некоторые пристани вскоре затонули: например, пристань пароходства Савина и Шерстнева села по палубу. Под кормой пристани «Самолет» стояли два живорыбных садка, один «выжало» на берег, другой в течение часа был разбит в щепы, несколько мелких буксирных пароходиков получили пробоины, ударяясь о каменную, частью еще залитую, набережную. Утром сорвало с мест зимовки на «Стрелке» четыре понтона плашкоутного ярмарочного моста и силою ветра понесло по Оке против течения. Сооружения эти, имеющие вид деревянных мостовых быков на барженках, нанесло на путейский дебаркадер, и они разбили и потопили его; на дальнейшем пути задели казенный пароход «Орел», повредили ему корпус и кожух колес; стоявшие у Качковской пристани пассажирские пароходы «Дмитрий» и «Александр» получили также удары, от которых пострадали деревянный надстройки; еще далее стоял «Николай» Зварыкина, понтоны ударили в него и снесли с одной стороны всю стену II и I класса пассажирских помещений. На путейской пристани моторные лодки плавали вверх дном.

Во все время шторма плыли и прибивались к берегу бревна, доски, масса дров, затонувшие и разбитые лодки. Во весь день не было пароходных отправлений и прибытий, только утром пришел одни рыбинской линии самолетский пароход, лишенный кормовой мачты и лодки. Когда немного ослабел ветер, вышли с ярмарочной пристани укрывавшиеся там в Оке пароходы «Русь» и «О-ва по Волге». В 6 часов вечера решили выйти в Рыбинск все пароходы, долженствовавшие выйти утром.

Нижегородцы не запомнят такого волнения; бывали бури, но перевозное сообщещение с ярмаркой не прекращалось, в теперешний же шторм была прекращена всякая переправа.

Ураган сопровождался сильным понижением температуры—до З-х град. мороза, снегом, крупою. С прибывших на другой день пароходов передавали, что всюду - и вверх и вниз по Волге-свирепствовал снежный ураган. Много поломано и потоплено пристаней, судов; разбиты баржи с дровами и эти дрова несло как лед и забивало промежутки между пароходами и пристанью до такой степени, что нельзя было провернуть колесами. В таком положении оказался зарубинский пароход в Васильеве, вогда он был забит дровами, причем сорвало самолетскую пристань и понесло на пароход; пассажирами овладела паника, но по счастливой случайности пристань пронесло, не задев пароход. Ниже Нижнего потревожены пристани и есть получившие аварии груженые баржи. К ночи стихия значительно успокоилась и лишь изредка налетали шквалы; под утро 15-го стало еще тише, порошил снежок и покрывал пониклыея к земле замороженные новые побеги пионов, блиставшие яркой зеленью березки побурели, оборванные цветоносные сережки ветел валялись по земле...

Н.Е.



(Из газеты «Саратовский вестник» за 23 апреля 1913 года, вторник, № 87, стр. 4-5 )
Упоминаемые суда: Николай, Александр.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет ", Зарубин М.П., пароходное о-во "По Волге", Зворыкин К.Н., Качкова А.В. наследники, Общество акционерное пароходное «Русь»..