[1914.05.28] Грандиозный пожар на Волге

В Троицын день около 4 час. вечера в Саратове, загорелся стоящий у своей пристани пароход «Савин». Пароход уже дал два свистка и готовился отправиться в Балаково. Как пароход так и пристань были переполнены пассажирами и провожающей их публикой. Появившись первоначально, как говорят, в кормовой части парохода, огонь в несколько минут разлился по всему судну и пароход превратился в пылающий костер. Как пассажиры, так и команда успели вовремя сойти на берег и, по словам пароходного агентства, никто из людей, более или менее заметно, не пострадал. В течение некоторого времени пылающий пароход стоял у пристани. Пристань несколько раз загоралась, но кое-как с большими усилиями ее удалось отстоять. Пароход, пока была на нем команда, давал тревожные свистки, вызывая на помощь казенный пароход. Но последний куда-то исчез и на помощь никто не являлся. Скоро, к счастью или несчастью, перегорели чалки, которыми «Савин» был прикреплен к пристани, и пароход понесло водой вниз по течению. Представляя собой громадный плавучий костер, «Савин» задевал за все, что попадалось ему по пути, угрожая сжечь всякое препятствие без остатка. Приткнувшись к самолетской пристани он был встречен баграми. Но разбушевавшийся огонь был настолько жгуч, что деревянная пристань сама запылала, как костер. Когда пароход спускался дальше, то на нем взорвался бак с нефтью.

Горящая нефть разлилась по воде и все пристани очутились в огне. Прибывшие пожарные части были бессильны бороться с охватившей весь берег огненной стихией. Вслед за пароходными конторками запылали баржи.

Загорелись находящиеся на берегу товарные склады. Особенно богатый материал для огня представляли собой грузы т-ва «Русь». На складе т-ва хранился в большом количестве бензин. Когда огонь подобрался к нему, раздался страшный оглушительный треск и вверх взвился целый столб огня. Пожарные все усилия употребляли, чтобы защитить от огня сложенные по берегу товары и постройки.

К 5½, 6 час. вечера от пароходных пристаней оставались одни догорающие головешки.

Причина возникновения огня на «Савине» неизвестна. Слухи упорно указывают, как на причину, на то, что воспламенился принятый будто бы на пароход в качестве груза бензин. Пароходное агентство, к которому мы обратились за разъяснением этого вопроса отрицает эту версию. Как и отчего загорелось, агентство не знает.

Судоходцы особенно негодуют на казенный пароход, который, когда его не надо, только мозолит всем глаза. Куда он пропал в горячий момент, все теряются в догадках. Некоторые говорят, что он ушел с кем-то «на прогулку», другие острят, будто казенный пароход, как таракан, чует, где и когда будет пожар и, боясь огня, уполз заблаговременно. Во всяком случае, будь этот пароход вовремя на месте, «Савин» не сыграл бы роли страшного поджигателя всего саратовского побережья.

Убытки, причиненные редким, по своим размерам, пожаром, конечно, еще не выяснены. Но они громадны. Велико и число учреждений и лиц, имущественно пострадавших от пожара. Кроме погибших в огне пристаней и судов, сгорело и попорчено много товаров, пассажирского багажа и ручных вещей, оставленных на пристанях.

Для охраны имущества на берегу были расставлены цепью солдаты. На взвозах днем и ночью дежурили наряды конной и пешей полиции. Тем не менее в пожарной сутолоке с отменной энергией работали любители легкой наживы. Нашему сотруднику было сообщено о нескольких случаях исчезновения ручного багажа с купеческой пристани. Особенно же взоры голодного поволжского люда были привлечены изжарившейся в огне на складах «Руси» воблой. Жареную воблу ели и сами «любители» и перепродавали другим.


( Из газеты «Заволжье» [газета, издававшаяся в Балаково], 1914 год, 28 мая, № 17, стр. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Савин.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет ", Общество акционерное пароходное «Русь»..