[1894.09] Ухудшение качества обслуживания пассажиров на пароходах компании Зевеке

Кто путешествовал лет 7−8 назад по Волге, хорошо знает, как хороши были пароходы, принадлежавшие компании Зевеке (ныне уже покойного). Путешествие на этих пароходах было просто partie de plaisir – ехали ли вы одни сутки от Нижнего до Казани, или семь суток – до Астрахани. Пароходы были чисты, просторны, прислуга от матроса до капитана – вежлива. Теперь не то. Вот что пишет некто г. Г. в «Самарской Газете», которому пришлось ехать в Нижний Новгород.

Когда я приехал на пристань, то оказалось, что на пришедший пароход билеты уже были распроданы; мне пришлось ожидать следующего парохода, который должен был идти через два дня. В этот день я заранее отправился на пароход, приобрел билет и занял свое место. Не буду описывать, как мы доехали до Нижнего в обществе различных животных: с нами ехал на ярмарку цирк бр. Никитиных. Прожив в Нижнем с неделю, я, ввиду приближения учебного года, решил ехать обратно в Самару. Снова пришлось мне ехать на пароходах Зевеке, так как у меня был обратный билет до Самары.

У пристани стоял пароход «Россия». Пароход этот сдан военному ведомству под перевозку войск, тем не менее, ходит в расписание с другими пароходами. На нем помещений I-го и II-го классов не имеется, но классных пассажиров принимали и предложили занять так называемые «офицерские каюты». Столь громкое название пленяет пассажиров, и они охотно соглашаются ехать в офицерских каютах. Каюты эти, в действительности, годы Бог знает для кого, но только не для офицеров или пассажиров II кл.

Грязь и нечистота невозможная, пол не подметается; вода из умывальников течет на пол, и вообще каюты не убираются.

Прислуга (всего два официанта, весьма грязненько одетых) не успевает не только убирать офицерские каюты, но даже удовлетворить требования пассажиров. К довершению всего кто-то из администрации парохода запер ватерклозет, ввиду того, что туда ходят из 3 класса.

Факт этот до крайности возмутил пассажиров…

На наш вопрос: «А хорош ли у вас буфет?» командир парохода ответил: «Досыта едва ли накормим, но живыми до Самары доставим».

В Казани на пароход к нам села г-жа N. с двумя дочерьми барышнями, по обратному билету II класса до Самары; так как офицерские каюты все уже были заняты, а г-жа N. не могла оставаться дольше в Казани и настоятельно просила дать ей 3 места, то командир обещал отвести г-же N. «отдельную каюту». По отходе парохода г-жа N. пошла занять свою каюту, − и что же оказалось? «Каюта» эта помещается в IV классе, рядом с ретирадом того же IV класса!!

В силу необходимости, г-жа N. помирилась с своим помещением, и на одном месте пришлось поместиться троим. Когда пароход отошел от пристани, то капитан объявил г-же N., что в соседстве с ними будут помещены еще два вахмистра. Г-жа N. разразилась целым рядом упреков по адресу общества, зазывающего удешевленной таксой пассажиров…

На вопрос, − отчего ей не объявили об этом в Казани, капитан ответил: «если не желаете ехать в приятном соседстве с бравыми вахмистрами, мы вас в Симбирске оставим и по расчету выдадим деньги обратно». Г-жа N. совсем было упала духом, но ее выручила одна из пассажирок офицерских кают: она предложила дочерям ее поместиться вместе с нею на одном диване втроем. Сама же г-жа N. продолжала в соседстве с бравыми вахмистрами до конца свое дешевое путешествие.


(Из газеты «Новое время», 1894 год, 2 (14) сентября, № 6649, стр. 4. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Россия.
Упоминаемые судовладельцы: Зевеке общество пароходства и торговли..