[1902] Катастрофа с пароходом Вятка

„Нов. Вр." сообщает подробные сведения о катастрофе, происшедшей в ночь на 1-е июня близ Чебоксар—с Любимовским пассажирским пароходом „Вятка", следовавшим срочным рейсом из Перми в Нижний-Новгород. В 3-м часу ночи, когда ве пассажиры спали глубоким сном, пароход, пройдя несколько верст выше чебоксарской пристани, должен был перевалить от правого нагорного берега к левому, луговому. Бывшие в это время на мостике лоцмана и командир парохода, не видя фонаря правой перевальной мачты, направили пароход ва огонь левого перевального знака. Было еще совершенно темно. Пароход шел полным ходом. Вдруг раздался сильный удар парохода о что-то твердое, сопровождавшийся страшным треском и звоном разбивающихся оконных стекол и посуды в пассажирских рубках и буфете. Сброшенные коек, перепуганные, полуодетые пассажиры бросились на верх. В первый момент в общей суматохе никто не мог сообразить, что именно произошло, и первым предположением было, что молния ударила в носовую часть парохода; но сейчас же выяснилось, что пароход с полного хода налетел на песчаную отмель. Командир тотчас же дал полный задний ход и приказал наметками измерять глубину. Как только пароход вышел на глубокую воду, снова был дан полный ход, командир надеялся обойти слева встреченное препятствие. Все пассажиры в это время были уже на палубе со своим багажом. Но не прошло и минуты, как снова раздался еще более сильный удар и треск, так что некоторые пассажиры не удержались на ногах. Все бросились в страшном испуге к носу и глазам пассажиров представилась картина полного разрушения всей носовой части парохода, и палуба начала медленно накреняться к носу, разбитые чати которого относило от парохода течением вместе о некоторыми вещами на овершенно разрушенного помещения пароходной команды.

К счастью, вся пароходная команда была в это время на верху, кроме одного матроса, зачем-то оказавшегося в кубрике (матросская каюта). Этот матрос уцелел каким-то чудом, сдавленный о всех сторон всевозможными обломками и тюками груза, выпертого на верх из носового трюма.

При едва начинавшемся рассвете, перед пароходом можно было различить вытупивший из-под воды песок, послуживший причиной катастрофы. Никакими предостерегательными знаками эта песчаная гряда не была ограждена. Тотчас же с потерпевшего аварию парохода начали раздаваться протяжные, заунывные тревожные сигналы, призывавшие на помощь мимо идущие пароходы.

Первым подошел небольшой курбатовский буксирный пароход, а вслед за ним к борту "Вятки" пристал шедший из Нижнего амолеткий пароход, который и забрал часть пассажиров, пожелавших высадиться в Чебоксарах и там ожидать первого идущего к верху парохода. Едва самолетский пароход отошел, как на продолжавшиеся тревожные сигналы „Вятки", подошел шедший снизу пароход общества по Волге „Императрица Александра", но за мелководьем ве решился пристать к борту „Вятки", так что большинство пассажиров были перевезены на него винтовым пароходом Восточного общества „Лебедянь". Пересадив пассажиров на другие пароходы, командир „Вятки" тотчас же приступил к спасению грузов и самого парохода.

Таким образом, эта нередкая, вследствие небрежности обстановки волжского фарватера, катастрофа по счастью обошлась без человеческих жертв.


(Из журнала "Русское судоходство", 1902г., №7, стр. 178-179.)
Упоминаемые суда: Императрица Александра, Вятка (Из трех пароходов, носивших имя "Вятка", авария, похоже случилась именно с этим, выполнявшим рейсы Пермь - Нижний Новгород), Николай Новосельский..