[1897.05.06] Пожар на пароходе «Самолет»
В саратовских и нижегородских газетах находим следующие подробности о пожаре, уничтожившем 6-го мая пароход «Самолет» около Чебоксар.

«Самолет», идя срочным рейсом из Астрахани в Нижний Новгород, утром, 6-го мая, благополучно прошел Казань. Пассажиров на нем было немного: I класса – трое, II класса – один и III класса – семь, кроме того, с небольшим 40 челов. рабочих, ехавших на палубе, в кормовой части парохода, по билетам IV класса. Пароход благополучно прошел пристань Козловку и, подойдя к Кушниковскому перекату, стал принимать лодку, подъехавшую с пассажиром из ближайшей деревеньки. Едва лодка отплыла от парохода и последнему был дан ход, как из машинного отделения вылетела густая полоса удушливого нефтяного дыма. Через несколько секунд оттуда послышались крики: «загорелась нефть, принимайте меры». Среди пассажиров произошла суматоха, некоторые из них кинулись было к тому месту, откуда валил дым, но это время из машинного отделения выбежали кочегары с криками: «горим» и произвели настоящую панику. Это случилось в первом часу дня. На капитанском мостике стоял командир парохода г. Кириллов. Немедля он направил пароход к луговому отлогому берегу Волги. «Самолет» остановился у мелкого места, врезавшись в яр. Г. Кириллов хладнокровно, не теряя присутствия духа, отдавал распоряжения команде – готовить для людей спуски на берег и распорядился наиболее удобною постановкою парохода на мель. Машина была застопорена. Между тем пламя распространилось по пароходу с страшной силой, в какие-нибудь десять минут вся середина его пылала. Пассажиры были разделены пламенем на две группы: часть их, человек 15, столпилась на носу, остальные же остались на корме. Для первой группы опасности не было никакой, пассажиры прямо с носа спустились на сухой берег. На корме перепуганные пассажиры начали толпой бросаться в лодку, но порядок удалось затем несколько восстановить. В лодку посадили женщин и детей. В суматохе весла с лодки оказались под пассажирами, так что до берега пришлось идти на шестах. Между тем пламя начало добираться и до кормы; некоторые из пассажиров – человек пять – решились броситься в воду, другие же дожидались лодки с проходившего мимо буксирного парохода «Малютка», командир которого, увидя пожар, остановил пароход и распорядился спустить лодку. Один из бросившихся в воду, чувашин, фамилия которого неизвестна, отплыв несколько сажен от парохода, утонул; остальные добрались до берега. Пароходный повар погиб при самом начале пожара: не дожидаясь лодки, он бросился прямо с парохода в воду и утонул. Погиб также помощник машиниста Пойгин: во время пожара он, только что сменившись с вахты, спал в своей каюте, находившейся около машины; выбраться из каюты, объятой пламенем, ему уже не удалось. Помощник капитана также находился в своей каюте, у двери которой был сильный огонь, но вылез в окно и по обносу парохода добрался до носовой части, откуда и перебрался на берег. Командир и лоцман спаслись также через носовую часть. В это время к горевшему пароходу подошел пассажирский пароход Общества «Кавказ и Меркурий» − «Император Александр II», на который и были доставлены с берега пострадавшие пассажиры. «Самолет» сгорел очень быстро. Весь пожар продолжался около получаса, и едва последние пассажиры убрались с кормы, как огонь добрался и до этой части парохода. По словам «Саратовского Листка», выяснено, что несчастие произошло от вылившейся и воспламенившейся нефти из нефтепроводной трубки. Почему лопнул нефтепровод, говорят различно и, вероятно, это выяснит путейская комиссия, выехавшая для расследования на место несчастия. Об убытках от пожара заявили 53 лица, из них буфетчик Рябов на сумму до 3,370 р. от погибшего имущества буфета, вин и провизии и сгоревших денег (до 600 р.), техник амурского пароходства, у которого сгорели его и жены его вещи и деньги до 1,100 р., крестьянин Пензенской губернии Кривоногов, у которого сгорели сданные в багаж 12 мест мерлушки, − 600 р.; остальные претензии пассажиров и команды составляют в общем 2,280 р. и буфетной прислуги 376 р. Все эти претензии Общество «Самолет» удовлетворит.


(Из газеты «Новое время», 1897 год, 11 (23) мая, № 7615, стр. 4. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Самолет, Император Александр II.
Упоминаемые судовладельцы: «Самолет», общество акционерное пароходное, «Кавказ и Меркурий», общество акционерное пароходное и торговое..