[1910.06] Старообрядческий епископ о волжских катастрофах

Старообрядческий епископ Михаил, ехавший на одном из потерпевших аварию пароходов купеческого общества, делится по поводу этой катастрофы впечатлениями и мыслями с читателями «Утра России».

Ночь была светлая, лунная

Встречный пароход видно по крайней мере за 50 саж. хорошо.

Говорят, что причина—растерянность одного из командиров (капитана парохода ,,Александр“) и его неумение вести пароход.

Он перепутал сигнал, принял на себя сигнал, поданный третьему пароходу - буксиру, сделал неожиданный поворот прямо под носом „Коммерсанта“, и сам подставил ему свой бок.

Разобраться,кто виноват, в таких случаях нелегко. Допустим, что виноватых в этом частном случае не было.

Я, конечно, не рискну винить ни того, ни другого капитана.

Но ведь вопрос вовсе не в этом. Вопрос шире и принципиальнее.

В отчетах саратовских газет было указано, что командир „Александра“ без диплома, практик.

Возможно, что такой практик может быть даже опытнее ученого морехода.

Но, ведь, для общества нужны определенные гарантии,что данный „кормчий“ парохода не получил „ценза“ в конторе, или на службе хозяину парохода в звании личного секретаря.

Что жизнь вверена человеку, доказавшему свое умение справляться с судном, которым управляет.

Для того, чтобы ездить на автомобиле, даже на велосипеде, нужно выдержать- определенный общественный экзамен.

Извозчик для того, чтобы он не завез пассажира на Арбат вместо Таганки, тоже обязан выдерясать экзамен.

А здесь?

Где и какие гарантии для пассажиров, что их жизнь не будет в руках человека. который всего 3 недели (или месяца) назад вел не пароход, а гроссбух, был коммивояжером или оперным хо ристом.

Я, конечно, преувеличиваю,—но очень ли? Там, где вопрос идет о человеческих жизнях, необходима общественная проверка, общественный экзамен, гарантирующий, что если несчастье случится,оно будет действительно „несчастьем“, а не результатом невежества и небрежности.

Кстати. Говорят, что шлюпки на пароходах были негодны, протекали. А кругов и вообще спасательных приспособлений не хватило бы и на одну десятую пассажиров.

Это уже явно преступно.

Жизнь человеческая стоит маленького расхода—на лишний спасательный нояс и на паклю для шлюпки

Да, но это чужая жизнь, а пакля своя...


(Из газеты «Саратовский вестник», 1910 год, № 126, 15 июня, вторник, стр. 2)
Упоминаемые суда: Коммерсант, Александр.
Упоминаемые судовладельцы: «Купеческое пароходство по Волге», товарищество..