[1897.07.19] О «прорыве» пассажирских пароходов 19-го июля через Трохачевский перекат

Обнаружившееся в нынешнее лето на Волге небывалое мелководье, как всякому понятно, такое важное дело, что при обсуждении этого вопроса более чем желательно откинуть всякого рода местные самолюбия. Между тем, не подлежит никакому сомнению, что между Казанским округом путей сообщения с одной стороны, и поволжскими биржевыми комитетами, пароходчиками и печатью с другой – установились прямо воинственные отношения именно из-за вопроса о том, кого и что считать виновниками обмеления Волги и затруднений, создавшихся на ней для правильного судоходства. Страстное раздражение сквозит во всех взаимных объяснениях и пререканиях местных деятелей и вольных и невольных наблюдателей. Было бы очень полезно, если бы исчез полемический задор из столь серьезных разговоров по такому важному общерусскому делу. Между прочим, особенно жаркую – с обоих сторон – полемику возбудил известный нашим читателям случай на Трохачевском перекате 19-го июля, полемику, в которой и нам невольно пришлось участвовать, ибо возражение на заметку «Волгаря» было прислано нам, а не нижегородской газете. Историю эту можно, кажется, закончить, сообщив следующие проверенные данные относительно «прорыва» пассажирских пароходов 19-го июля через Трохачевский перекат.

1) Фарватер Трохачевского переката, представляющий собою ходовую полосу шириною около 40 сажен, был разделен на две части затонувшей на фарватере 10-го июля мариинкой с тесом, причем пароходы проходили как по правую, так и по левую сторону этой мариинки. 2) После постановки 18-го июля около 3 часов дня на мель на Трохачевском перекате двух пассажирских пароходов, произведен был подробный обмер всего переката на 8 шлюпках начальником постов Вейднером и багермейстером землечерпательной машины Троицким, совместно с командирами ожидавших пропуска буксирных пароходов, причем взамен бывшей утром и опубликованной в бюллетенях округа глубины 4 четв. как по ту, так и по другую сторону затонувшей мариинки, найдена была глубина на шалыгах лишь 3 четв., и более глубокого через перекат хода нигде не оказалось. 3) Движение буксирных пароходов было приостановлено по общему совету с командирами стоявших у переката пароходов, и вызвано было необходимостью не допускать дальнейшего нагребания шалыг, так как при осадке землечерпательницы пять четвертей и при расположении черпаковой рамы в колодце в средине корпуса, машина не могла маневрировать по малой глубине переката и требовала предварительного, крайне трудного разгребания шалыг в воде вручную лопатами, каковое разгребание при большом количестве шалыг могло оказаться вовсе неисполнимым и тогда, с потерею последней возможности к расчистке переката, судоходство было бы поставлено в безвыходное критическое положение. 4) Скорая, благодаря упомянутой мере, расчистка переката дала возможность через два дня пройти через перекат всему каравану без распаузки и свидетельствует о должной распорядительности в производстве работ. 5) Чтобы не задерживать движения пассажирских пароходов и дать им возможность, не мешая работе машины, проходить через перекат, на ночь с 18-го на 19-е июля были поставлены снятые рано утром 19-го июля баржи пароходом «Чернопенье» для направления течения, считая вниз по реке, в левую от затопленной мариинки сторону, чтобы вызвать здесь размыв дна и дать возможность временно, впредь до расчистки переката землечерпанием, проходить пассажирским пароходам влево от мариинки, по краю ходовой полосы. По произведенному старшим старшиною промеру по этому направлению, в 3 часа утра 19-го июля, найден был промыв с глубиною 4 четверти, каковая, как утренняя, по заведенному порядку, была сообщена в Казань (В своих показаниях как полковнику Шкоту, так и напечатанных в газете «Волгарь», командиры проходивших в 9 час. утра пароходов, нашли здесь 19 вершков). Этим направлением и воспользовались 19-го июля упомянутые пассажирские пароходы, причем, приняв поставленную у затонувшей мариинки белую козульку за белый ограждающий фарватер с левой стороны бакен и оставив ее с правой стороны, приняли это направление за пределами хода за вновь открытый фарватер. Последний из проходивших пароходов «Аляска» стал на мель, вследствие чего это направление снова обмелело до 3 четвертей, после чего того же 19-го июля снята была с фарватера упомянутая мариинка, и для направления течения в помощь землечерпанию были поставлены от левого берега три баржи парохода «Посредник». 6) Упомянутое направление не только таким образом не представляло собою неизвестный местному надзору ход за бакенами, а искусственно им вызванное углубление именно в видах пропуска пассажирских пароходов. 7) Во время упомянутого прохода пассажирских пароходов 19-го июля, заведующий первым инспекционным участком лично находился на перекате. 8) Описанный случай, сам по себе не сопровождавшийся серьезными замешательствами в судоходстве, и в действительности не повлиявший на непрерывность транзитного движения между Рыбинском и Нижним, был вызван поспешным объявлением заведующего первым инспекционным участком о прекращении пропуска через Трохачевский перекат, возбудившим известное беспокойство на нижегородской бирже. 9) Таковое объявление, которое при данных обстоятельствах целесообразнее было ограничить сообщением одного факта глубины на перекате, по объяснению заведующего инспекционным участком вызвано было его опасениями о возможном значительном скоплении каравана перед перекатом.


(Из газеты «Новое время», 1897 год, 4 (16) сентября, № 7730, стр. 4. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Аляска..