[1911] Пассажирские теплоходы Коломенского машиностроительного завода

Пассажирские теплоходы Коломенского машиностроительного завода

( Журнал «Огонек», 1911 г., № 52 )

Теплоход «Бородино»


Теплоход «Бородино».

По своим размерам и силе механизмов, теплоход «Бородино» является первым в мире винтовым пассажирским речным теплоходом. Его размеры: полная длина 292 фута; ширина 30' 6''; средняя осадка порожнем—3' 10".

Сила двух реверсивных машин Дизеля, работающих непосредственно на гребные валы, равняется 1,200 л. с. или около 1,500 индикаторных, при 240 оборотов в минуту.

Коломенский завод выпустил этот теплоход по заказу пароходного общества «Кавказ и Меркурий». Следует отдать должное смелости этого шага. Скорость теплохода 22 версты в час при осадке в 5' 3". В теплоходе «Бородино» сохранен, в смысле общего устройства, тип волжских пассажирских пароходов. Отсутствие гребных колес позволило значительно улучшить помещения нижней палубы и вывести из трюмов всю команду. Первый класс помещен в передней части верхней рубки, второй класс в ее кормовой части. Третий класс в передней части нижней рубки, а артельные пассажиры на корме.


Двигатель Дизеля теплохода «Бородино». Машинное отделение

Главные механизмы теплохода «Бородино» состоят из двух вертикальных шестицилиндровых‚ четырехтактных двигателей Дизеля по 600 л. с. каждый. Доставка теплохода «Бородино» в Нижний была сильно задержана мелководьем р. Оки и первые предварительные испытания его у «Работок» могли состояться только в октябре месяце. Уже эти пробы позволили судить об его хороших качествах, как речного пассажирского судна в смысле отсутствия сотрясений, шума, хорошего заднего хода, поворотливости и быстроты маневрирования машинами, уменьшения числа оборотов и проч. Приняв груз в 20 тыс. пуд. и запас нефти, теплоход вышел из Нижнего в Астрахань 1-го октября. В пути его нагрузка возросла до 27 тыс. пудов и он пришел в Астрахань 22-го октября. Появление теплохода «Бородино» на Волге знаменует собой крупный этап в нашем волжском пассажирском судостроении и выпуском его Коломенский завод занял в речном деле столь же почетное положение, какое разве занято было им на Каспии постройкой наливных теплоходов. Подобное отрадное явление в русской промышленности с особым удовольствием.


Столовая 1 кл. «Бородино» общества «Кавказ и Меркурий»

Теплоход «Урал»


Теплоход«Урал»

По своим размерам и силе механизмов, теплоход «Урал» также является первым в мире колесным пассажирским речным теплоходом. Его размеры: полная длина 275 фут., ширина 28' средняя осадка порожнем 5½ четвертей.


Балкон 1 и 2 класса теплохода«Урал»

Сила двух реверсивных машин Дизеля, работающих через зубчатую передачу, системы инженера Р. А. Корейво, прямо на гребные валы, равняется 1.000 индикаторным силам при 240 оборотах в мипуту. Коломенский завол выпустил этот теплохол по заказу пароходного общества «Ив. Любимов и Ком.». Скорость теплохода-21 верста в час. Грузоподемность—30 тыс. пудов. Означенный теплоход построен для рейсов между Нижним и Пермью. Первый класс расположен в передней части верхней рубки, второй класс—в ее кормовой части, третий класс— в передней части нижней палубы, четвертый класс—в кормовой части. «Урал», начиная с 4 июля с. г. до окончания навигации, совершал беспрерывные рейсы без всяких простоев.


Коридор 1 класса


(Из журнала „Огонек“, 1911г., № 52
Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судоверфи: Общества Коломенского машиностроительного завода завод в Коломне.