[1900] Открытие навигации на Волге в 1900 году
С ВОЛГИ.
(Корреспонденция «Нового Времени»).

Нынешняя навигация открылась при условиях далеко не благоприятных для волжских судовладельцев. Позднее вскрытие реки в низовьях значительно отразилось на нефтяных грузах, которые вышли из Астрахани с значительным опозданием, кроме того, нефтяные караваны не нашли в Астрахани достаточного количества мазута, так как морская навигация в нынешнем году также открылась очень поздно, в Астрахани же запасы мазуты были незначительны. Нефтяной король Нобель, конечно, очень мало теряет в данном случае: нет запаса мазута в Астрахани – цена на топливо поднимается в Нижнем до 30 и более копеек на пуд, для г. Нобеля убытка нет получить лишние 3−4 коп. на пуд; что же касается верноподданных этого монополиста господ волжских судовладельцев, то им от всех этих неудач далеко не весело. По нобелевскому «приговору», т. е. условию, они не имеют даже права протестовать, раз в Астрахани г. Нобель не приготовил им к сроку мазут, имеют единственное право отказаться от поставки, если не будет к сроку наличного мазута, но даже и этот отказ от поставки обусловлен семидневным сроком. Словом – зависимость и произвол полные.

Для остальных судовладельцев, не связавших себя узами дружбы с нефтяными монополистами, предстоящая навигация также предвещает мало хорошего. Хлебные поставки взяты далеко неудачно, кредит дорогой; что же касается нефтяного топлива, то о нем и говорить нечего. Как сказочный богатырь, растет оно в цене не по дням, а по часам, алчные аппетиты господ нефтяных монополистов, кажется, не имеют пределов. Для полноты картины не хватает только одного мелководья. В общем, необходимо отметить крайне удрученное состояние волжской промышленности. Во всех этих бедах, конечно, больше всего нужно винить самих волжских судовладельцев, не сумевших удержать за собой известное положение. Отсутствие единения, взаимной поддержки, непрерывная конкуренция – вот основные причины волжского разорения. Практические советы «Торгово−Промышл. Газ.» об организации дела взаимного кредита не найдут себе применения на Волге, слово «взаимопомощь» чуждо волгарям, в их коммерции совершенно другое направление – «сам утону, да и тебя утоплю».

Ф. Хитровский.


(Из газеты «Новое время», 1900 год, 2 (15) мая, № 8684, стр. 4. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы: Нобель братьев нефтяного производства товарищество..