[1895.09] Пароходные операции
В последнее время часто приходится сталкиваться с мнением об упадке пароходного дела на Волге, о понижении прибыльности пароходных предприятий и о трудности безубыточного ведения их при все более и более увеличивающейся конкуренции. Эти толки, аналогичные обычным иеремиадам о различных кризисах в той или другой отрасли промышленности, не имеют решительно никакого основания и опровергаются фактическими данными бесспорного характера. В Торгово-Промышленной Газете опубликованы на днях интересные сведения о доходности акционерных пароходных обществ; эти сведения, в связи с другими соображениями, категорически указывают на то, что пароходное дело заметно растет и что всякие толки об его упадке совершенно неверны. Общество «Кавказ и Меркурий», например, в течение трех последних лет заметно расширяет свои предприятия и, увеличивая их прибыльность, дает акционерам все больший и больший доход. В навигацию 1891-1892 гг. валовой доход общества от операции на Волге (общество, как известно, имеет пароходство и на Каспийском море) равнялся 1,338,941 р.; в 1892-1893 годах эта сумма увеличилась до 1,585,136 р., а в прошлом году она достигла уже суммы в 1,713,624. В общем, от речных и морских операций чистой прибыли получено: в 1892 г. – 233,165 руб., в 1893 г. – 599,248 р. и в 1894 г. – по 30 р., что составляет 12%. Ввиду этого акции общества «Кавказ и Меркурий» котируются высоко и по курсу 1 сентября стоили 507 рублей при номинальной цене в 250 руб. Если принять во внимание дороговизну управления в каждом акционерном обществе, а также и то обстоятельство, отмеченное печатью, что в обществе «Кавказ и Меркурий» сплошь да рядом практикуется система раздачи мест «по знакомству» и создаются с этою целью платные, но совершенно излишние должности, − то прибыльность этого общества должна показаться очень высокой, а ее рост указывать на развитие судоходного дела вообще.
Акции пароходного общества «Самолет» котируются также высоко. По курсу 1 сентября эти акции отмечены по 385 р. при номинальной стоимости в 250 р. Общество из году в год увеличивает свой валовой доход; так, в 1892 г. этот доход равнялся – 1,105,498 р. 9 коп., в 1893 – 1,335,134 руб. 50 к. и в 1894 г. – 1,339,791 р. 96 коп.
Несколько иное положение вещей в обществе под фирмою «А.А. Зевеке» и «Пароходном обществе по Волге», учрежденном в 1843 году. Первое пока не вышло из затруднительных обстоятельств, но валовой доход его указывает на рост предприятия. Это общество получило, при акционерном капитале в 1,200,000 р., валового доходу: в 1892 г. – 918,502 рубл. 35 коп., в 1893 г. – 1,000,661 р. 17 к. и 1894 г. – 858,526 р. 75 к. Как известно, обществу разрешена и выдана правительственная ссуда на 6 лет 250 т. р., в обеспечение которой в государственный банк внесено 3,000 акций по нарицательной стоимости в 250 руб. Что касается общества «По Волге», то акции его, как известно, скуплены Обществом Рязанско-Уральской железной дороги. В настоящее время акции его котируются низко: по курсу 1 сентября 250-рублевая акция стоит всего 165 руб., что, конечно, объясняется переходным моментом в положении дел общества. Богатое Рязанско-Уральское общество, нет сомнения, скоро выведет и это пароходство из периода «заминки» и поставить его надлежащим образом.
К тому же выводу о росте пароходного дела приводят и данные другого рода. Оно растет количественно буквально на глазах; к открытию каждой навигации число паровых судов увеличивается очень заметным образом; как известно, в будущем году на верхнем и нижнем плесе будут ходить несколько новых крупных пароходов, заказанных уже акционерными обществами «Самолет» и «Кавказ и Меркурий».
Итак, пароходное дело не только не падает, но, наоборот, развивается. Какие же выводы могут быть сделаны из этого несомненного факта?
В последнее время возникло предположение привлечь к обложению и пароходные предприятия, помимо тех сборов, какие несут, в частности, акционерные общества, на это указывает отмеченное уже нами известие о проекте обложения пассажирских пароходных билетов. Состояние пароходного дела позволяет обложить непосредственно доходы пароходовладельцев (частных лиц и обществ), так как последние вообще несут сравнительно небольшое налоговое бремя.
Обострившийся в последнее время вопрос о необходимости коренных и всесторонних работ для улучшения Волги требует для своего разрешения значительных затрат со стороны государства. В затратах этих должны принимать участие и судовладельцы, уплачивающие теперь лишь мифический процентный сбор с ценности грузов. Образование особого фонда для работ по улучшению Волги послужило бы несомненным шагом вперед в разрешении вышеупомянутого вопроса.
С другой стороны, давно уже слышатся справедливые сетования на так называемые «порядки» на наших пароходах. Служебный состав, отношение к пассажирам, произвол, дикость нравов, все это требует полного преобразования и изменения системы эксплуатации движения пассажиров и грузов. Для этого требуются крупные затраты со стороны пароходовладельцев. Но приведенные выше данные дают право предъявлять к пароходчикам подобного рода требования, так как известная прибыльность предприятий обязывает их к выполнению минимума условий, необходимых для правильной постановки пароходного дела, при которой не страдали бы ни интересы населения, ни интересы государства.
(Из газеты «Нижегородский листок», 1895 год, 5 сентября, № 242, стр. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы: Общество «Кавказ и Меркурий», пароходное о-во "По Волге", общество пароходное "Самолет ", о-во пароходства и торговли А.А. Зевеке..