[1898.06] Судостроение на сормовских заводах
Судостроение на сормовских заводах, технически развиваясь и совершенствуясь, за последнее время все более и более завоевывает себе почетное место между волжскими судостроительными заводами, привлекая сюда крупных заказчиков. Насколько развито это дело, можно судить уже потому, что из 10,000 человек, работающих на сормовских заводах, более 1500 рабочих приходится на судостроительную верфь, не считая специалистов: механиков, машинистов и многих других. За текущий операционный год, т. е. с 1-го июля 1897 года по настоящее время, на сормовской верфи всего сделано 7 морских паровых шхун, предназначенных для рейсов по Каспийскому морю, а также ремонтировано заново немало разных судов, в том числе два громадных трехэтажных парохода «Миссури» и «Ниагара», общества Зевеке. Шхуны, построенные по двум типам, с машинами системы Compaund’а, имеют разную емкость и силу. Так, две шхуны: «Союз» Н.Н. Соколова и К° и «Иван Прокофьев» − П.А. Фирсова, С.Е. Драгунова и К°, при грузоподъемности в 100000 пудов нефти каждая, имеют в длину 245 и в ширину 36 футов, при осадке в воде с полным грузом в 12 футов 6 дюймов и в 1200 индикаторных сил; остальные 5: «Астрахань» гг. Лбовой и брат. Вахрамеевых, «Юсуф-Нагиев» − М. Нагиева и две шхуны торгового дома И.Ф. Колесникова с братьями «Иван Колесников» и «Михаил Колесников», при одинаковой грузоподъемности в 70,000 пудов нефти, имеют каждая в длину 210 и в ширину 32 фута, при осадке в воде с полным грузом в 11 футов 6 дюймов, и «Норма» − торгового дома Захарова и Скрепинского, вмещая в себе 80,000 пудов нефтяного груза, при такой же осадке в воде, имеет в длину 225 и в ширину 32 фута, в 800 индикаторных сил. Все помянутые шхуны сделаны гораздо ранее положенного по контракту срока и уже отправлены в плавание, за исключением шхуны «Михаил Колесников», которая, по окончании на ней детальной отделки, будет совершенно готова к отплытию только на этих днях. Стоимость шхун простирается до 2.000,000 рублей. Заканчивая последнюю шхуну, завод приступил уже к постройке двух больших пассажирских пароходов, заказанных пароходным обществом «По Волге». Заказ предположено выполнить к концу навигации текущего года.
(Из газеты "Самарская газета" [Самара], 1898. 20 июня. № 130. С. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Миссури, Ниагара.
Упоминаемые судовладельцы: о-во пароходства и торговли А.А. Зевеке, пароходное о-во "По Волге".
Упоминаемые судоверфи: общества акционерного «Сормово» завод в селе Сормово Балахнинского уезда.