[1911] Сарапул: закрытие навигации 1911 года, последние пароходы
Конец навигации. Петербургскому телеграфному агентству сообщают от 3 октября из Перми, что пароходство до Чердыни прекратилось, вследствие заморозков.

Из Томска сообщают, что по Томи навигация прекратилась.

К окончанию навигации. Конторой пароходства «Бр. Каменских» 3 октября получена из Перми телеграмма, что там «в воздухе 5 градусов холода, в воде 0 град. На Каме легкое сало».
Из Нижнего вверх по Каме идет пароход «Василий» и уже прошел Елабугу. «Василий» идет в Пермь, но дойдет ли—неизвестно. Камские легкие пароходства предполагали выпустить последние пароходы 7-го октября из Перми и из Нижнего. Удастся ли это сделать в виду быстрого наступления холодов — пока сказать трудно.
В Сарапуле температура воды также быстро идет на понижение 1 октября t° воды в Каме была 3°. 3-го октября t° воды в Каме днем была 1¼ гр., а около 7 час. вечера t° воды была уже ½ гр.

Конец навигации. Петербургск. телегр. аг-ву сообщают от 4 октября из Казани, что навигация по Каме прекратилась до Перми. По Вятке до Котельнича ледоход. Ниже сало.
Петербургск. телегр. аг-ву сообщают от 4 октября из Нижнего-Новгорода, что на Оке сало. Из-за ранних морозов судопромышленники сильно тревожатся за благоприятный исход навигации.

Последние пароходы. Конторой пароходства «бp. Каменских» получена из Перми 4 окт. телеграмма, что там стало теплее: в воздухе 3° холода, в воде 0. Сало на Каме почти исчезло. В Сарапуле в воде 4 окт. t° 0, на Каме легкое сало.
Снизу 4 окт. пришел пароход «Василий», ушел вверх по Каме и есть надежда, что дойдет до Перми. Снизу в Сарапул идет Кашинский «Джонс». Из Перми в Сарапул в ночь на 3-е октября пришла «Харитина», 4 октябри ночью пройдет из Перми «Анна».
Любимовский пароход посадил против своей пристани в Сарапуле баржу с крупчаткой. Баржа сидела на мели двое суток, но ночью на 4 окт. общими усилиями нескольких пароходов баржа снята с мели. У Любимова 4 окт. прошли в Ниж.-Новгород «Анна Степановна» и «Пермь», к верху пойдет «Екатеринбург». Идет еще снизу Любимовская «Волга», но уже без пассажиров.

К закрытию навигации. Состояние Камы в Сарапуле 5 октября в следующем виде: по реке почти сплошной лед, t° воды 0. Спешно убирались пристани "Бр. Каменских", "Любимова" и "Русь". "Кашинская" пристань ещё у берега.
Любимовская "Пермь" пошла было в Нижний, но дошла до Дубниковского переката (повыше Н.-Березовки) ткнулась носом в песок и ушла обратно в Сарапул. Из Сарапула "Пермь" снова намеревается идти вниз с буксирным пароходом "Иван Филипов".
Из Нижнего 5 окт. пришла "Волга", которая помогала идти теплоходу "Тимирязев", нагруженному крупчаткой. "Волга" и "Тимирязев" ушли кверху, намереваясь пробраться в Пермь, если позволит лед.
"С.-Петербург" вышел из Нижнего, ему навстречу послан буксирн. пароход "Полковник".
Каменский "Григорий" 5 окт. пришел в Сарапул из Перми и ушел без пассажиров в Нижний.
Кашинский "Вас. Джонс" выгрузил в Сарапуле 20 тыс пудов грузу, который он вез в Пермь и попутные пристани и ушел обратно в Нижний.

Ещё пароход. 14 октяб. в 10 часов утра из Сарапула пойдет в Нижний-Новгород пассажирский пароход "Василий" бр. Каменеских, пришедший из Перми.

Состояние Камы. 18 октяб. состояние Камы в Сарапуле таково: река от льда очистилась, сало не плывет. Температура воды 1°, t° воздуха 3° выше 0.

Последний пароход. Сегодня, 19 октяб. из Сарапула в Н.-Новгород пойдет еще один пароход М. К. Кашиной, - «Григорий».

Еще пароход. 25 октября в 9 час. утра из Сарапула ушел вниз Любимовский пароход «Волга» и Кожевниковский теплоход «Тимирязев». «Волга» надеется дойти до Нижнего, а теплоход отправился до Астрахани.


(Из газеты «Прикамская жизнь», 1911 год, октябрь)
Упоминаемые суда: Василий, Харитина, Анна, Анна Степановна Любимова, Пермь, Екатеринбург, Волга, Санкт-Петербург, Григорий, Григорий, Инженер-механик Василий Джонс.
Упоминаемые судовладельцы: акционерное о-во "Иван Любимов и К", Каменские, братья Ф. и Г., торговый дом, Кашина М.К...