Под таким заглавием печатаются в «Самарской газете» довольно сенсационные разоблачения наших пароходных порядков.
Автор занимается собственно вопросом о перевозке грузов. Начнем с «Кавказ и Меркурий», говорит он. Мы в Астрахани. У нас товар.
Приходим в контору, сходимся в цене, и «выправляем» приемный лист. С этим листом мы ввозим в порт товар и спрашиваем, где сложить. Место указано. Товар сложен. Амбарный приказчик открывает книгу амбарных листков, и номер листка ставится на каждом месте товара с пометкой, на какую именно пристань отправляется товар. Сосчитавши товар, приказчик прежде всего спрашивает отправителя о ценности товара. Когда отправитель объявит стоимость, то приемщик вписывает в дубликат и в амбарный листок количества мест, наименование товара, стоимость и вес. То же самое пишется и в приемном листе. Подписавши такой лист, приемщик выдает его отправителю, а последний представляет в контору агентства и получает квитанцию с отпечатанными на ней правилами о перевозке груза.
Поставивши на перевезенном и принятом товаре марку, приказчик отрывает амбарный листок и предлагает помощнику капитана принимать товар и грузить пароход.
Кладчики и товароотправители ценность товара почти всегда объявляют действительную, если товар не страхуется. И это происходит от того, что в случае пропажи или потери товара, общество отвечает согласно объявленной стоимости.
Теперь, например, отправляют 100 тар осетра, стоимость его 12000 руб., вес 3000 пуд.; за 12000 руб., пошлины по 3 р. 50 к. с 1000 р. следует 42 р., фрахт по 25 к. с пуда – 750 р., в итоге пишется 792 руб., которые и переводятся на получателя.
Таким образом, с товароотправителя или с получателя пошлины взыскиваются, но в казну не попадают.
В настоящую навигацию в обществе «Кавказ и Меркурий» слово «пошлины» заменено в дубликатах, квитанциях и повестках словом «комиссионная и проч.».
Многим товароотправителям хорошо известно, что общества присваивают пошлинные деньги себе, внося едва 1/10 часть, а потому умышленно уменьшают стоимость товара в 10–20 раз, а товар застраховывают в действительной стоимости. В таких случаях на амбарном листке карандашом делаются пометки, что «застраховать в такой-то сумме».
На тех пристанях, где нет агентов, товар принимают командиры и выдают квитанции. Повестки заменяет амбарный листок, а № квитанции служит маркою. Пошлины взымаются и тут как следует, но на взнос их в казну нет никакой надежды. Командир не пойдет искать начальника дистанции, да и не везде он и есть. Агентство же ни в каком случае не понесет деньги за товар, принятый в пути пароходом. В этих случаях пошлина вся целиком остается в кассах обществ. Не было примера, чтобы за такой товар взносились пошлины.
В обществе «Дружина», «А.А. Зевеке», о–ве «По Волге» и др. происходит то же самое, если только не больше утаивается пошлин. Прием товара в агентствах происходит так же, как и в о–ве «Кавказ и Меркурий», с небольшими лишь, в частности (ведении книг и отчетности), изменениями.
В этих обществах вместо амбарных листков выдаются ярлыки и другие бумаги. Но казна и тут теряет ежегодно миллионы.
Из Астрахани товара отправляется сотни миллионов пуд., но товар малоценный (селедка, вобла, рыба в тарах, сабза, хлопок, вино и проч.), и только по массе он должен давать казне громадную сумму.
Приведу пример. 100.000.000 пуд астраханского товара стоит в общей сложности 300 миллионов рублей. Пошлин с каждого миллиона следует по 3500 руб., – получится 1.050.000 руб.!
Интересно теперь знать: сколько взносится ежегодно в действительности?
Потом: сколько и каким именно обществом?
Еще: какое количество идет из Астрахани нефти, керосина и разных минеральных продуктов?
Это все такие вопросы, на которые желательно иметь ответы, для освещения пароходных дел.
Из Владимировки отправляются миллионы пудов соли.
Сколько взымается пошлины и сколько поступает в казну?
Царицын, если и не дает такой массы груза, как Астрахань, но, имея железные дороги, дает массу перевалочного груза, состоящего из мануфактурного, галантерейного и другого, более или менее ценного товара, направляемого в Астрахань, на Кавказ и другие среднеазиатские рынки.
Одного только сахара весною и осенью грузится на пароходы сотни тысяч пудов.
В общем, по стоимости товара царицынская пристань должна дать пошлин для казны около половины против Астрахани.
А сколько поступает?
Дубовку, Камышин и другие мелочные пристани я пропускаю.
Саратов с Покровскою слободою дают массу груза.
Екатериненштадт, Вольск, Балаково, Хвалынск и Сызрань в общей сложности дают груза, хотя и недорогого, а в особенности Балаково (пшеницы), не менее Саратова.
После Астрахани Самара – первая по Волге пристань по количеству отправляемого груза.
Ставрополь, Сенгилей и Симбирск я опускаю.
Третье по Волге место занимает Казань. Из Казани идет масса всевозможного груза (выделанные кожи, свечи, мыло, экипажи и проч.). Весь этот товар более или менее представляет гораздо большую ценность, нежели астраханский, балаковский и самарский.
В Нижний приходящего груза со всех концов масса. По количеству приходящего груза Нижний имеет у себя соперника – Рыбинск. В Рыбинск идет главный груз – хлеб. Нижний же, как перевалочный пункт с ярмаркой, вмещает в себе всякие товары.
Фабричной (мануфактурной) производительности здесь нет.
Но железная дорога, Ока и Волга доставляют громадное количество ценного товара (мануфактурный, галантерейный, чай и проч.). Большая часть товара поступает по воде и по ней же увозится.
По биржевым отчетам, нижегородская ярмарка имеет оборота 700–800 миллионов руб. Если положить, что ¼ часть товара этой цифры (сырой, необработанный материал: хлопок, вина и др.) направляются по железной дороге, а остальные ¾ возвращаются и вообще перевозятся по водяным путям, то стоимость вывозимого товара определится в 500–600 милл. руб. Пошлин с этой только суммы причтется свыше 2.000,000 руб.
Затем весною, летом (до ярмарки) и осенью масса ценного груза привозится в Нижний прямым сообщением по железной дороге, и направляется по Волге и Каспию. Если все это подсчитать, то едва ли я ошибусь, если определю пошлины суммою в 3.000,000 рублей!!
Сколько же в действительности-то получает казна?
Кроме сказанного груза, по Волге и ее притокам на миллионы сплавляется леса и разных лесных материалов.
По статистическим данным (очень скудным) значится, что по Волге с ее притоками в каждую навигацию проходит до 800 миллионов пуд. груза (считая и лес). Часть груза, и довольно-таки порядочная, выгрузится, а потом вновь нагрузится и сплавляется опять по воде (железо, чай, хлеб, лес, кожи и проч.), следовательно, за некоторые товары берется по два и по три раза пошлина. При современном развитии пароходства, а, следовательно, и легкости движения груза, за отсутствием точных данных, я затрудняюсь определить приблизительную цифру пошлин даже и за одну навигацию.
Но, насколько я знаком с этим делом, я беру на себя смелость сказать, что пошлин должно поступать в казну ежегодно около 10000000 руб.!!
В действительности-то едва ли поступает 1/5–1/6 часть предполагаемой суммы.
На некоторых пристанях (в Балакове и др.) практикуются еще и такие приемы.
а принятый на какой-нибудь пристани товар и доставленный в Балаково прежде всего, общество какого-нибудь пароходства с отправителя, а вернее, с получателя, уже при выдаче товара получило вместе с фрахтом пошлину прямо или под видом «комиссионных», как у «Кавказ и Меркурий» и других, а при увозе с пристани товара таким кладчиком какой-нибудь «водяной» десятник (так называет их народ) вновь останавливает товар, требуя оплаты пошлины.
Кладчику больше ничего не остается делать, как вновь уплатить: в руках-то у него ничего не осталось такого, чем бы он мог доказать плату.
(Из газеты «Волжский вестник», 1895 год, 21 июля (2 августа), № 179, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы: «Кавказ и Меркурий», общество акционерное пароходное и торговое, «Дружина», пароходное общество, Зевеке общество пароходства и торговли, «по Волге», пароходное общество, учрежденное в 1843 году..