[1886.08] По поводу крушения парохода «Веры»

По поводу крушения парохода «Веры» в «Нов. Вр.» помещено следующее письмо:

При первых порах легкого пароходства по Волге, пароходные общества избирали командирами своих судов людей опытных и подготовленных, по преимуществу отставных флотских офицеров, и привлекали их солидным жалованьем. Благодаря этому, в шестидесятых годах большинство капитанов волжских пароходов отличались образованностью, знанием дела и сознанием своей ответственности.

Увеличившаяся с годами конкуренция, понизив барыши пароходных компаний, заставила их искать вознаграждения в уменьшении расходов по эксплуатации. Второстепенным агентам содержание было несколько раз сокращаемо и теперь доведено до минимума.

Не решаясь прямо сбавить жалованье своим старым, заслуженным капитанам, общества стали придираться к ним и увольнять их из-за всяких пустяков, заменяя их дешевыми капитанами.

Так, не очень давно одно общество, желая избавиться от одного из своих старых командиров, который, служа с лишком 20 лет, получал свой прежний оклад, тогда как его сослуживцы довольствовались 30−50 р. в месяц, уволило его. Причиною увольнения было то, что он отказался исполнить неправильное требование управляющего одной из пристаней.

Результатом подобной экономии явилось значительное ухудшение персонала пароходных капитанов и механиков и, вследствие того, увеличение числа несчастных случаев с судами.

В настоящее время большинство механиков волжских пароходов – самоучки, часто безграмотные, выслужившиеся из кочегаров и не имеющие никакой теоретической подготовки. Они получают 20−25 руб. жалованья, тогда как железнодорожные машинисты зарабатывают от 100 до 200 рублей в месяц. Низким уровнем механиков объясняются случающиеся почти при каждом рейсе порчи нефтяных топок.

Что касается современных волжских «капитанов», то за малыми исключениями контингент их составляют люди случайные. Наиболее разумные и добросовестные из подобных капитанов ничего не делают, не спросясь у лоцманов.

Капитаны новейшей формации прославились не одними только крушениями, столкновениями, взрывами котлов и т. д.

Года три тому назад во всех приволжских городах притчею во языцех были любовные приключения с пассажирками одного капитана, который не церемонился задерживать свой пароход лишние полчаса у незначительной пристани, чтобы иметь время сходить на свиданье в близлежащую рощу.

Другой отличался уменьем топить лодки с пассажирами, пристававшими к его пароходу: не желая терять времени, он замедлял ход парохода лишь в последнюю минуту и кончил тем, что перекувырнул собственный пароход, начав делать заворот во время шквала, несмотря на протесты лоцманов.

А между тем, в Рыбинске существуют судоходные классы, ученики которых по окончании курса неизвестно куда рассеиваются. Нам кажется, что из среды их могли бы выходить вполне пригодные для волжских пароходов капитаны и их помощники. Но это может случиться лишь тогда, когда нашим пароходным обществам и пароходовладельцам будет вменено в обязанность поручать управление своими судами не первому встречному, который подешевле возьмет, но людям с некоторым образовательным цензом и известною теоретическою подготовкою.


(Из журнала «Луч», 1886 год, 31 августа, № 35, стр. 587)
Упоминаемые суда: Вера..