[1886.07.06] Крушение самолетского парохода «Проворный»

Самолетским пароходам положительно не везет, особенно пароходам-ветеранам. Не далее, как сегодня, 6-го июля, в 15 верстах от Костромы вверх по Волге, затонул пароход «Проворный». Несчастие с пароходом, по словам очевидцев-пассажиров, произошло при следующих обстоятельствах.

Вчера, 5 июля, в 10 ч. вечера, «Проворный» отвалил было от Костромы в Рыбинск; но лишь только поравнялся с дебаркадером Зевеке – на нем произошел взрыв, сопровождаемый оглушительным ударом, наподобие звука при стрельбе из орудия. В момент взрыва из трубы вылетел целый сноп пламени. С парохода раздались крики о помощи. Немедленно 6 лодок были поданы на помощь с Зевекинской пристани: но пароход дал задний ход и благополучно пристал обратно к своей конторке, отстоящей всего в 150 саженях от дебаркадера Зевеке. Удар от взрыва был настолько силен, что его слышали на бульварах, в садах и в значительно удаленных от пристани частях города. Гуляющие костромичи толпами нахлынули на самолетскую пристань; явился и губернский механик для осмотра парохода и определения причины взрыва. Как говорят, взрыв произошел вследствие лопнувшей нефтяной форсунки, внутри которой, от присутствия в нефти (пароход отопляется нефтью) значительного количества воды, во время разложения последней, образовался гремучий газ. Однако, после осмотра машины и починки испорченных ее частей, что продолжалось всего два часа, пароход получил разрешение продолжить прерванный рейс; губернский механик лично заявил пассажирам, как начальствующее и компетентное лицо, что пароход вне опасности. Однако, некоторые пассажиры все-таки порешили остаться в Костроме и подождать американского парохода «Аляска»; большая же часть пассажиров, не имея оснований не доверять заявлениям о благополучности парохода, осталась на нем. Таким образом, «Проворный» в 12 час. ночи на 6-е июля вторично отвалил в Рыбинск.

Но должно быть несчастье «было на роду написано» для злополучного парохода.

В 15-ти верстах от Костромы вверх по Волге находится перекат, так называемый – Трухачевская Гряда; «Проворный» было прошел благополучно весь перекат, дал уже полный ход; но, видно, поторопился немного, рано ускорив ход. Вдруг – трах! – сильный толчок в корму, пароход протаскивается несколько сажен по дну, корма моментально наполняется водою, затем вода нахлынула в нос и затопила 1-ый класс; нос погружается до самой палубы, а корма остается приподнятой на мели. Это было ровно в час ночи.

Счастливая случайность спасла людей от гибели: «Проворный» зацепился кормой за каменную гряду и затонул ранее, чем успел вылететь на глубокое место, находящееся в двух саженях от гряды, приютившей так гостеприимно корму парохода. Благодаря этой счастливой случайности, не погибло и не изувечено ни одного человека.

Только одна барыня, выскочив из наполнившейся водою каюты второго класса в одной рубашке, чуть было не бросилась с перепугу в Волгу с верхнее палубы, но ее успели вовремя удержать…

Пассажиры кое-как поместились на корме и на верхней палубе и, к счастью, пробыли на затонувшем пароходе всего один час. В 2 часа, 6-го июля, к борту своего потерпевшего собрата пристал почтовый Самолетский пароход «Прогресс», шедший из Рыбинска, и принял к себе перепуганных пассажиров.

Об этом случае составлен властями акт, в котором констатировано, что «Проворный» дал полный ход, не пройдя еще мели, и, поэтому, налетел на камень и проломил дно.

Говорят, что на вахте стоял неопытный лоцман, а опытный в это время почивал в каюте; в публике почему-то более упорно держится мнение, что затопление парохода есть последствие взрыва, − отсюда неудовольствие, зачем после взрыва отпустили так скоро пароход… Но «кто виноват, кто прав – судить не нам», а только пароход «Проворный» и ныне там, т. е. на Трухачевской гряде, и мы сегодня видели его там, стоящим поперек Волги, в ожидании своей дальнейшей участи.


( Из газеты «Волжский вестник», [Казань], 1886 год, 10 (22) июля, № 147, стр. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Проворный, Аляска, Прогресс..