[1886.08] К Ровненской катастрофе

Ужасное несчастье с пароходом «Вера»,—читаем мы в „Новом Времени“, — могло бы указать на некоторый действительные средства против возможных несчастий.

Одно из первых находится в руках самих пассажиров, которые могли бы составлять протоколы или посылать заявления в газеты о тех беспорядках и упущениях, которые они заметили бы на пароходах. Компания «Самолет», очевидно, одна из тех, которые заботятся исключительно об интересах акционеров и, с этой целью, держат дешевых капитанов, дешевое освещение и освобождают себя от всякой заботливости о пассажирах. Несчастия с пароходами общества «Самолет» довольно часты, и пассажиры, когда это возможно, должны были бы избегать пароходов этой компании.

Министерство путей сообщения, конечно, имеет в своем архиве правила, обязательные для администрации пароходов. Было бы необходимо обязать каждый пароход иметь эти правила на виду, в рамках, в каютах, общих комнатах и на палубе. В настоящее время ничего подобного нет на пароходах, и пассажиры не знают ничего, что обязательно для администрации парохода в отношении их.

Весьма вероятно, что это отсутствие вывешенных правил объясняется поощрением русской промышленности, которая может развиваться только нарушая все божеские и человеческие законы. Зачм вводить, де, в соблазн публику, зачем указывать ей, что русские законы обязывают пароходовладельцев соблюдать известные правила предосторожности и иметь в наличности все средства для спасения? Зачем ставить публику в положение контролера над компанией, которая заботится о процентах на акциии и больше ни о чем? Государство имеет в данном случае только одного нелицеприятного помощника, именно— публику. Если она будет иметь перед глазами те правила, которые обязательны для парохода, —она станет настаивать на их соблюдении, станет их требовать, станет заявлять о несоблюдении их или в министерство путей сообщения, или в полицейские учреждения, или в газеты. Неимение пароходом на виду этих правил должно преследоваться штрафом.

Обязательное постановление нижегородского губернатора будет ли вывешено на всех пароходах или оно погребется где-нибудь в архивах? Нижегородский губернатор мог бы тотчас настоять на том, о чем мы говорим, ибо это единственное средство познакомить публику с специальными законами, которые гарантируют жизнь и имущество пассажиров. Публикование через газеты - ровно ничего не значит, как и одно сообщение правил пароходовладельцам.

* * *

На место недавней катастрофы, происшедшей на Волге с пароходом «Вера», немедленно отправилась администрация общества „Самолет“. Расследование произведено. Причина несчастья окончательно выясняется следующим образом. Главнейшим виновником его оказывается пароходный буфетчик, которому, по контракту с Обществом, предоставлено освещение кают парохода. В силу этого контракта, осветительным материалом должен был быть олеофин, между тем как на самом дел освещение производилось керосиновыми лампами. От падения лампы вспыхнул огонь; буфетная прислуга, по незнанию, поспшила залить его водой. Огонь разрастался более и более.

Теперь успели привести в известность, что грузу на пароходе было на сумму около четырех тыс. руб. Другие убытки считаются сотнями тысяч.

* * *

На-днях, как сообщает издающийся в г. Царицыне ‹Волго-Донской Листок», последовало распоряжение администрации пароходного общества «Самолет» об освщении всех самолетских пароходов, вместо керосина, пиронафтом. Поздненько! Но лучше поздно, чём никогда.

* * *

Та же газета передает слух, — за достоверность которого она, впрочем, не ручается,—будто капитан парохода «Миссисипи» (или его помощник), за то что он не оказал помощи утопавшим пассажирам парохода «Вера», оштрафован г. министром путей сообщения на 500 руб. и лишен навсегда права командования судном.

* * *

В „Правит. Вестнике“ официально опубликован (в № 181-м) списов 64 лиц, погибших при пожаре парохода «Веры», трупы которых удалось найти, и приметы 20 трупов, оставщихся неизвестными.

Из жителей Казанской губернии в этом списке находим только следующих трех лиц: 1) мещанин Троицкого посада Казанской губернии, Кондратий Григорьев Климкин, 30 лет; 2) мещанин того же посада, Федор Васильев Середкин, 40 лет, и 3) житель того же посада. запасный унтер-офицер Иван Васильев Казаков, 45 лет.


(Из газеты «Волжский вестник» от 25 августа 1886 года, № 182 (Материал предоставил Андрей Калинин))
Упоминаемые суда: Вера, Миссисипи.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет "..