[1895.07.31] Спасение пассажиров перевернувшейся лодки командой парохода «Государь»
СЕНГИЛЕЙ, Симбирской губ. (Жертвы Волги-матушки). Волгу зовут «кормилицей» прибрежные жители – и недаром. Она, действительно, кормит массу народа, но нередко требует от него человеческих жертв. Обыкновенно она спокойно катит свои желтые волны, но, нет-нет, да и разыграется, разбушуется, и доверчивый волгарь, не чуя беды, гибнет в мутных волнах своей реки-матушки. Один из многих таких несчастных случаев имел место 31 июля, против с. Подвалья, в нашем уезде. Две семьи из этого села – Рулевых и Комлевых, в числе семи человек (из них двое мальчиков по 10 лет) были на покосе на острове. Стали переезжать домой – Волга была относительно покойна. Но вот набежал порывистый ветер, мгновенно вздулись грозные валы и лодку косцов перевернуло. Волгари не растерялись: они подхватили двоих ребят и посадили их верхом на дно перевернувшейся лодки, а сами старались удержать лодку в таком положении. Из пятерых взрослых была одна женщина, работавшая наравне с «мужиками». Буря, однако, быстро перешла в шторм. Налетел шквал – и детей с лодки смыло. Они погибли в волнах на глазах родителей. К счастью для погибающих, шел снизу пароход общества «По Волге» «Государь». В бушующих волнах нельзя было сперва разглядеть, что такое неслось прямо наперерез пароходу. Капитан предположил, что несет коршу, и распорядился повернуть пароход – дав дорогу опасной корше. Но вот послышался стон – разглядели в пене мечущихся волн утопающих. Один момент – лодка парохода была спущена; в нее бросились прямо с палубы пять матросов, а капитан – не успев оглянуться – стоял уже на корме лодки, находясь до того на мостике. Говорят, он прямо с мостика двухэтажного парохода прыгнул в лодку. Благодаря искусному управлению лодкой, утопающие быстро были вынуты из воды и доставлены на пароход. Ехавший на нем сенгилеевский исправник Варламов собрал среди пассажиров рублей 10, купил на них утопавшим белья и платья (на них все было изодрано), напоил их чаем, водкой, и несчастные лишь через две станции пришли в себя. Первое же время они не могли произнести ни одного слова, от пережитых ужаса и страха буквально обезумев, и только дико озирались кругом. Случаи, подобные описанному, составляют заурядное явление. Незаурядно и необычно одно – это замечательная распорядительность капитана «Государя». Большинство волжских капитанов таково, что не задумываются выбросить за борт какого-нибудь, по их мнению, строптивого пассажира, а не то что оказывать помощь «посторонним». Не таков, очевидно, капитан «Государя». Заслуживает особого внимания то обстоятельство, что он бросился спасать утопающих, рискуя жизнью своею и матросов. Шторм был так силен, что в первые минуты пароходная лодка едва мелькала в пене и брызгах грозных валов. Пассажиры парохода ждали новых жертв, но смелые капитан и матросы, хотя и с страшными усилиями, благополучно вернулись на пароход с утопающими. Для примера другим считаю необходимым назвать капитана «Государя». Это – Иван Карлович Иост.
(Из газеты «Волжский вестник», 1895 год, 11 (23) августа, № 198, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда:
Государь.
Упоминаемые судовладельцы:
«по Волге», пароходное общество, учрежденное в 1843 году..