[1907] О пароходе Мануфактур-Советник

Наш красавец «Мануфактур-Советник» был построен на Воткинском заводе и вступил в навигацию в 1907 году. Я окончил в нем третий рейс и начал четвертый. По своим размерам и роскоши он немногим уступает лучшим скорым меркурьевским пароходам, столь прославленным по Волге («Императрица Мария Феодоровна», «Великая княжна Ольга Николаевна», «Фельдмаршал Суворов»). Особенно роскошно отделаны на нем столовая и гостиная первого класса. Как эффектны они вечером, когда бывают залиты электрическим светом! Между прочим, в столовой устроен электрический вентилятор, а в гостиной на письменном столе стоит ветряная мельница, приводящаяся в движение электричеством и отлично освежающая воздух. Но к сожалению, эти предметы современного комфорта устроены с обычной русской непредусмотрительностью, они действуют лишь вечером и ночью, когда работает электричество, а днем, в знойную пору, они, когда именно и удовлетворяли бы своему назначению, бездействуют. Кухня на пароходе образцовая, сервировка отличная, такса кушаньям и напиткам низкая, причем порции дают громадные, которые впору съесть только двум человекам (Например, обед из 4 блюд с кофе или чаем стоит 1 р. 10к. Порция стерляди или уха из нее – 70 к., порция свежей икры1 р. 10 к.) . Если вы возьмете билет, например, от Нижнего до Перми и обратно, то вам сделают 10 процентов скидки не только с провозной платы, но и со счета буфетчика. «Мануфактур-Советник» прекрасный ходок. Мы ни разу не шли полным ходом, делая в час 18 верст, при полном же ходе он развивает скорость до 25 верст в час. Одновременно с «Мануфактур-Советником» построен на Воткинском заводе и вступил в навигацию «Граф Строганов». Оба парохода, совершенно одинаковые, принадлежат крупному и богатому акционерному обществу «Иван Любимов и Кo», к которому перешло все пароходное дело известного «соляного короля» Ивана Ивановича Любимова, умершего несколько лет тому назад.

– Почему же общество сдало постройку пароходов казенному заводу, а не строило их на своем заводе? – спросил я лицо, причастное к обществу.

– Да очень просто: самим было невыгодно строить. Казне мы заплатили за каждый пароход по 185 тысяч рублей, а ей они стали почти по 300 тысяч рублей. Как видите, расчет наш оказался более чем выгодный. А в то время, когда Воткинский завод достраивал названные пароходы, общество успешно оканчивало переговоры с северным пароходным обществом «Котлас–Архангельск–Мурман» о постройке для последнего двух “американцев” для рейсов между Вологдой и Архангельском…

К моему глубокому сожалению, в следующем году я не имел возможности снова совершить путешествие по Каме на этом прекрасном пароходе: в навигацию 1908 года «Мануфактур-Советник» и «Граф Строганов» перешли на линию Нижний–Астрахань и плавали под флагом товарищества «Русь» (бывшая компания «Надежда»).


(Из очерка Андрея Ивановича Фирсова "По Каме ", опубликованного в журнале "Исторический вестник", 1910г., № 12 (Т. CXXII, декабрь).)
Упоминаемые суда: Ермак (Пароход "Мануфактур-Советник" преименован в "Ермак".), Граф Строганов.
Упоминаемые судовладельцы: акционерное о-во "Иван Любимов и К"..