[1898.10] Недостойное поведение командира парохода «Норд»
Скучно возвращаться к старым темам, а волей-неволей приходится. Капля и камень долбит, быть может, и печатное слово когда-нибудь возымеет свое действие на наших пароходных божков командиров. Много о них писалось в поволжских газетах, да вероятно и еще будет писаться немало, а все что-нибудь из этого выйдет, когда-нибудь эти господа обратятся же в христианскую веру. Единственно только в этой надежде приходится опубликовывать такие факты, как происшедший на пароходе «Норд».

Корреспондент «Урала» пишет, что этот пароход шел недавно из Казани в Уфу с двумя гружеными баркасами, имея на своем борту свыше 500 человек пассажиров. В селе Топорнине была еще забуксирована баржа. Протесты пассажиров были гласом вопиющего в пустыне. Нужно заметить, что благодаря чрезмерности груза пароход от Казани до Топорнина шел 11 суток вместо 2-х. Двигаясь по-черепашьи, пароход уже достигал последней станции, но посадил на мель баржу. Командир парохода предложил мужчинам выйти на берег для облегчения парохода и добраться до пристани пешком, а женщин и детей перевел на баркасы. Протесты пассажиров принимались площадной бранью, а когда один из серой публики попросил хлеба, то капитан грозил бросить его в трюм, причем кричал на пассажиров:

Конечно, пришлось подчиниться, и все исполнилось согласно желанию командира. Но он напрасно силился снять с мели баржу в течение нескольких часов, между тем находившиеся на баркасах женщины и дети дрожали от холода, а ушедшие пешком до пристани мужчины голодали, так как провизия осталась на пароходе. Наконец, долготерпение пассажиров лопнуло, и они, узнав, что в Благовещенском заводе есть становой пристав, обратились к его содействию. Необходимо заметить, что, разъединяя пассажиров, командир распорядился с пристани не давать лодок, если б кто попытался вернуться на пароход. Пристав немедленно отправился с несколькими пассажирами на пароход и потребовал отбуксировать баржу. Произошло вначале дипломатическое объяснение, а затем чуть не вспыхнула настоящая война, так как командир и его помощник отказывались исполнить требование пристава и отцепили баржу лишь тогда, когда пристав пригрозил арестом, а затем пристав сам проследовал на пароходе от пристани несколько верст к Уфе, дабы командир не посмел возвратиться за баржей.

Бытовая картинка, яркая и к рассказанному прибавлять нечего, – факт сам за себя говорит.


(Из газеты "Самарская газета" [Самара], 1898. 8 октября. № 215. С. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Норд..