[1898.10.08] Предположение о завершении навигации 1898 года в Самаре 9 октября
8 окт., вечером, на Волге прот. Самары появилось сало, а утром 9 октября начался ледоход при 6° мороза. Лед настолько густ и прочен, что вышедший 8 октября пароход общества «Кавказ и Меркурий» «В. К. Ольга Николаевна», при всех усилиях пробиться сквозь лед, от с. Новодевичья вернулся обратно утром 9 октября в Самару, а отсюда отправился вниз по Волге. Пришедшие один за другим снизу 3 парохода общества «А.А. Зевеке» остановлены в Самаре и ждут распоряжения главной конторы относительно места стоянки, причем предполагается 2 из них оставить на зимовку в Самаре в затоне Поджабном или в Аннаевском, причем последнему отдается предпочтение, по причине близости его к городу. Пароход общества «По Волге» «Императрица Александра», пришедший снизу, дальше Самары также не пошел. Пароход «Купеческого общества» «Купец» также вернулся от Самары вниз, а за ним то же самое сделал «Достоевский» общества «Самолет», отправившись без пассажиров в Алексеевский затон на зимовку. Ожидавшийся 9 октября «В. К. Владимир» общества «Кавказ и Меркурий», спешивший последним рейсом вниз по Волге, в Самару не пришел, зазимовав, вероятно, в Спасском затоне. Кроме того, совершенно ничего неизвестно (по крайней мере до 10 ч. утра 9 октября) о том, где пароход купеческого общества «Иоасаф», которого ожидают сверху. Все пароходные дебаркадеры вчера предполагалось поставить на зимовку, так как медлить долее – значит рисковать бросить их на произвол судьбы. На будущей неделе предполагается разобрать и живорыбные садки. Таким образом, 9 октября следует считать совершенным закрытием навигации у Самары. Такое внезапное окончание ее вызвало массу недоразумений и замешательств. Находились пассажиры, требовавшие, чтобы их везли к цели их поездок и не желавшие покинуть пароходные каюты; удалять таких пассажиров приходилось при посредстве полиции. Сотни тысяч пудов грузов, отправленных на товарных, товаро-пассажирских и пассажирских пароходах, остались на самарских пристанях, причем всего более осталось грузов риса и друг. азиатских товаров. Остановившегося в баржах хлебного груза насчитывают миллионы пудов: в числе таких грузов много земского хлеба, запоздавшего отчасти оттого, что он вовремя не был подвезен к пристаням по железным дорогам. Количество зазимовавших у Самары судов хотя еще пока не определено, но оно должно быть громадно. Главными пунктами для зимовок намечены: Поджабный затон, коса около берега р. Самарки и Аннаевский затон. Особенно много зазимует судов в Поджабном затоне и почти совсем не будет на р. Самарке.
(Из газеты "Самарская газета" [Самара], 1898. 10 октября. № 217. С. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Купец, Великая княжна Ольга Николаевна, Достоевский, Императрица Александра, Великий Князь Владимир, Иоасаф.
Упоминаемые судовладельцы: Общество «Кавказ и Меркурий», общество пароходное "Самолет ", о-во пароходства и торговли А.А. Зевеке, пароходное о-во "По Волге"..