Мария (1885), Вел. Кн. Мария Павловна (1892, 1897, 1902, 1908, 1914), Вел. Кн. Мария (1919), Мельников-Печерский (1921)

Великая княгиня Мария Павловна, товаро-пассажирский пароход общества «Самолет»


Изображение с открытки, размещенной на сайте starina.ru

Великая княгиня Мария Павловна, товаро-пассажирский пароход общества «Самолет»


Изображение с открытки, размещенной на сайте auction.ru

Великая княгиня Мария Павловна, товаро-пассажирский пароход общества «Самолет»


Изображение с открытки, размещенной на сайте pugachev-studio.ru

Номерной знак судна - 1310 (1885, 1892, 1897, 1902, 1908), 141/14 (1914, 1919, 1921)
Место регистрации - Тверская дистанция (1885)
№ Регистр Части Главвода - 187 (1921)
Название судна до Февральской революции - Вел. Кн. Мария Павловна (1921)
Назначение судна - товаро-пассажирское (1885, 1892), пассажирское (1897, 1902), товаро-пассажирское (1908, 1914), пассажирское (1919), товаро-пассажирское (1921)
Движитель - колесо (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1919, 1921).
Владелец - «Самолет», общество акционерное пароходное (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1919), «Самолет», общество акционерное пароходное (последний владелец, судно национализировано) (1921) Место пребывания владельца - г. Санкт-Петербург (1908), г. Петроград (1914, 1919).
Дата и место постройки судна - 1885 Бельгия (1921).
Плес, для которого построено судно - речное судно, построено для плавания по глубоким и мелким плесам (1921).
Год последнего капитального ремонта судна - 1911 (1919), 1913 (1921).
Состояние судна - пригодно к плаванию, требуется капитальный ремонт (1921).
Число ярусов надстройки - 2 (1921).
Корпус:
Основной материал, из которого сделан корпус - сталь (1885, 1892, 1897, 1902, 1908), железо (1914, 1919, 1921)
Год и место постройки - 1885 Бельгия, Hoboken, завод Societe Anonyme John Cockerill (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914); 1885 (1919)
Наружные размеры судна (м):
Длина наибольшая - 74.67 (1885, 1892, 1897, 1902, 1908), 81.07 (1914, 1919), 79.24 (1921)
Ширина наибольшая с кожухами - 14.49 (1897), 14.47 (1902, 1908), 15.39 (1914), 15.42 (1919)
Ширина наибольшая без кожухов - 8.1 (1885), 8.08 (1892, 1897), 8.07 (1902, 1908), 8.68 (1914), 8.71 (1919), 8.53 (1921)
Высота судна (по середине длины судна без надстроек) - 3.02 (1892, 1897, 1902, 1908), 3.04 (1914), 3.06 (1919), 3.04 (1921)
Осадка судна порожнего - 0.84 (1885, 1892, 1897, 1902), 1.06 (1908), 1.02 (1914, 1919), 1.15 (1921)
Осадка судна при полной нагрузке - 1.15 (1885, 1892, 1897, 1902), 1.68 (1908, 1914, 1919), 1.86 (1921)
Машина(ы):
Год и место постройки - 1884 Бельгия, Hoboken, завод Societe Anonyme John Cockerill (1885); 1885 Бельгия, Hoboken, завод Societe Anonyme John Cockerill (1892, 1897, 1902, 1908, 1914); 1885 (1921)
Количество - 1 (1902, 1908, 1914, 1921).
Тип - компаунд с холодильником (1902, 1908, 1914), Компаунд (1921).
Мощность - 180 (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1919, 1921) номинальных сил; 600 (1885, 1892), 800 (1897, 1902, 1908, 1914, 1919, 1921) индикаторных сил.
Род потребляемого судном топлива - дрова (По показанию владельца, пароход этот отапливается дровами и нефтяными остатками) (1885), нефть (1892, 1897, 1902, 1908, 1914), мазут (1919), нефть и дрова (1921)
Количество топлива, потребляемого машиной - 38 пудов в час (1902), 35 пудов в час (1908), 30 пудов в час (1914), - / 1.33 [пудов в час /куб. саж. в час] (1921)
Котел(лы):
Год и место постройки - 1884 Бельгия, Hoboken, завод Societe Anonyme John Cockerill (1885); 1885 Бельгия, Hoboken, завод Societe Anonyme John Cockerill (1892); 1888 Бельгия, Hoboken, завод Societe Anonyme John Cockerill (1897, 1902); 1885 Бельгия, Hoboken, завод Societe Anonyme John Cockerill (1908, 1914); 1885 (1921)
Регистрационный номер(а)- 1439-40 (1908, 1914). Дата регистрации - 1896 (1908, 1914).
Модернизация - Год последнего капитального ремонта котла - 1910 (1921)
Количество - 2 (1902, 1908, 1914, 1921), тип - локомотивный (1902, 1908, 1914), пролетный (1921).
Рабочее давление пара в котлах (атм.) - 5,5 (1902, 1908, 1914), 3,3 (1921).
Площадь нагрева котлов в кв. футах - 2660 (1908), 2702 (1914, 1921).
Пассажировместимость (чел.):
1-ый класс - 30, 2-ой класс - 53, 3-ий класс - 52 (1897),
1-ый класс - 24, 2-ой класс - 38, 3-ий класс - 42 (1902),
1-ый класс - 24, 2-ой класс - 37, 3-ий класс - 898 (1908),
1-ый класс - 27, 2-ой класс - 41, 3-ий класс - 651 (1914),
Число пассажиров: палубных - 350, каютных - 37 (1921).
Число служащих на судне (чел.) - 29 (1902), 31 (1908), 32 (1914).
Число судовой команды: палубной - 28, машинной - 25 (1921)
Наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) - 131.04 (1885), 163.79 (1892), 114.66 (1897), 162.16 (1902), 294.83 (1908), 303.02 (1914), 311.21 (1919), 278.45 (1921)
Район плавания - Нижний Новгород - Астрахань (1892, 1897, 1902, 1908, 1914); Волга и её притоки (1919); Волга - Кама (1921)
Противопожарное оборудование - 4 паровых и 2 ручных приспособления (1902), Донка и пожарные насосы (1908), Паротушитель и камерон (1914), Насосы: система - донка и камерон (1921)

Дополнительная информация:
- В Регистре СССР 1926г. порядковый имеет № 960, № Регистра — 187 (Нижегородское бюро) и значится под именем «Алексеевский затон» в составе судов Волжского государственного речного пароходства , 1914
Комментарии, замечания:
- В Регистре СССР 1926г. порядковый имеет № 960, № Регистра — 187 (Нижегородское бюро) и значится под именем «Алексеевский затон» в составе судов Волжского государственного речного пароходства

Факты из жизни судна:
- [1885.06] Новый самолетский пароход «Мария»
- [1886.07] По поводу новых пароходов для Волги
- [1887] Электрическое освещение и новые пароходы общества «Самолет»
- [1887.04] Планы общества «Самолет» в навигацию 1887 года
- [1887.04.29] Неисправность в машине парохода «Надежда»
- [1887.06] Новый пароход компании «Самолет» - «Лермонтов»
- [1887.07.22] Гибель матроса парохода «Великая Княгиня Мария Павловна»
- [1888.04.06] Предотвращенное столкновение пароходов «Великая княгиня Мария Павловна» и «Геркулес»
- [1889] Постройка бельгийским заводом Кокериль лучших паровых судов волжского флота (Из очерка Н. Лендера «Волга и ее судоходное дело»)
- [1889.10.08] Увеличение числа пассажиров на пароходах в конце навигации
- [1890] Авария парохода «Великая княгиня Мария»
- [1890.06] Реклама отправления пароходов общества «Самолет» из Казани в начале июня 1890 года
- [1890.06.15] Самоубийство на самолетском пароходе
- [1890.08] Реклама пароходного общества «Самолет» в Самаре в августе 1890 года
- [1894] Нападение на пассажира парохода «Великая княжна Мария Павловна» общества «Самолет»
- [1894] Покушение на убийство на пароходе Вел. Кн. Мария Павловна
- [1894] Статистика волжских пароходов
- [1894.04] Статистика волжских пароходов
- [1895] Данные о предельных размерах пароходов американского типа, плавающих по реке Волге
- [1895.07.10] Кража на самолетском пароходе «Великая Княгиня Мария Павловна»
- [1895.07.11] Опоздание парохода «Великая княгиня Мария Павловна» общества «Самолет»
- [1898.05-09] Приезд, отъезд и проезд через Самару на пароходах официальных лиц в навигацию 1898 года
- [1900.08.02] Пожар на пароходе «В. К. Мария Пввловна»
- [1900.08.20] Арест на пароходе «Вел. Кн. Мария Павловна»
- [1910] Аварии пароходов «Римский-Корсаков» и «Великая княгиня Мария Павловна» общества «Самолет»
- [1910.08] Волжские картинки ( Самолетские протоколисты )
- [1910.09.26] Шторм на Волге 26 сентября 1910 года
- [1912.08.21] Поломка машины парохода «Великая княгиня Мария Павловна» общества «Самолет»
- [1913.04.17] Шторм на Волге 17 апреля 1913 года
- [1914.06.27] Новый пароход об−ва «Самолет» «Великая Княжна Ольга Николаевна»