[1902.07.03] Пароход-ветеран «Ветеран»
В № 138 «А. Листка», в статье «Пароходы-ветераны», перечислены плавающие по Волге пароходы, насчитывающие себе от роду почтенный возраст от 30 до 60 лет. Но, в перечне этих пароходов забыт почтеннейший на Волге старик-пароход, принадлежащий ныне обществу ахтубинского пароходства, «Ветеран», один из древнейших на Волге пароходов. Когда-то, в давно минувшие времена, этот ветеран совершал рейсы между Астраханью и Царицыном, но это было так давно, что теперь осталось мало в живых лиц, которые помнят это, в настоящее же время пароход-калека «Ветеран» бродит между Астраханью и Калмыцким базаром и ежечасно ожидает своей смерти, предпочитая «лучше сгибнуть средь валов, чем изнывать у берегов». Несчастный калека плетется от Астрахани до базара (6 верст) 2¾ часа, а обратно меньше – 2½ часа, видимо, ему и течение не помогает. Когда построен этот пароход – достоверно неизвестно, но старожилы рассказывают, что отнюдь не позже 1820 года, и в том же году на нем поставлена машина. Это тот самый пароход, который, если верить водевильной «штылькинской» летописи, был построен астрах. купцом Д.П. Еврейновым по системе Берда. В начале 1843 года котел смазали краской, в 1846 г. переменили свисток, в 1854 г. сменили трубу, а в 1859 красили палубу. Затем, в 1865 году пароход, как никуда не годный, валялся на берегу Затона, но в 1880 г. был поднят, замазан, котел и машина («по системе Берда») вставлены в корпус от старой рыбницы, приделана снизу форсунка для нефти, а сверху труба и пароход пошел. Но, до 1884 года он сидел у Солянской тони на меляке, потом его извлекли, остатки машины почистили (часть была расхищена), что и кого следует смазали, и пароход стал возить «черный люд». В 1885 году он 16 раз тонул, но не утонул, а в 1886 г. на нем поставили новый свисток и разрешили, выслушав свисток, ходить куда угодно, но несчастный калека-ветеран дальше Калмыцкого базара ходить не мог. Его поющая, воющая, рыдающая, вечно вздыхающая машина задыхается, и от этого перехода и ежедневно четыре раза, портится. Руль не слушается рулевого, и пароход идет, куда хочет, а так как убогому калеке давно-давно хочется на покой, то он залезает в болота, тихие ильмени, ища покойной могилы. Недавно он залез в ильмень и запел себе жалобную похоронную песню (мы задавали себе вопросы: домового ли хоронят? Ведьму-ль замуж выдают?), но злые люди не дали умереть разбитому калеке, и какой-то пароход взял его под ручку и опять привел к пристани, на потеху зубоскалам и женские проклятия. До чего всесокрушающее время отразилось на несчастном ветеране – доказывается тем, что любую часть машины и котла даже несильный человек может изломать и измельчить в порошок просто руками, причем особенно легко это проделать с медными вещами. Цепи рвутся, как гнилые нитки, а половину якоря (на несчастном ветеране имеется и якорь, ей-ей!) проезжающие мальчишки изломали как гнилушку. Спрашиваем командира: «много ли человек может погубить этот несчастный калека и скоро ли это будет?» – Задумался и отвечает: «Нет, где же много? Ну, куда ему много? Так, думаю, человек 20, ну самое большое 25, с грудными детишками 30, а больше не в силах – пороху не хватит. Ведь он уж мертв, только земля его не принимает. Нет, больше 30 человек ему не погубить, а только черт их знает, этих калек-ветеранов, на всякий случай мы меры приняли! Пускай теперь тонет, его не жалко, а вот свистка очень, очень жаль – ему ведь всего 7-й годок». Действительно, меры приняты: на корме лежат старые доски, гвозди, пакля, топор, долото и пила. В случае смертельной опасности (а она бывает пять раз в день) каждый пассажир может обтесать доски, сбить их и прошпаклевать; выйдет лодка, на которой и можно спастись, если раньше не утонуть, превратившись сначала в парового (ошпаренного даром) цыпленка. Но Бог милостив! «Ветеран» тонул ровно 128 раз, неужели в 129 утонет? Авось, не утонет! Небось, не утонет! А и утонет – черт с ним! – свистка только жалко! Конечно, ведь если «Ветеран» утонет (чего можно ждать ежечасно), то на другом пароходе такого свистка не будет, вот почему обещаемый об−вом в 1883 г. вместо «Ветерана» новый пароход «Посад Дубовка» до сих пор построиться не может – свистка такого нет! Вот какие калеки-ветераны ходят по Волге, а тут указывают на пароходы, построенные в 1844 году, да они перед ветераном – мальчишки и щенки, и больше ничего.
Р. Кот.
(Из газеты «Астраханский листок», 1902 год, 3 (16) июля, № 140, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Ветеран, Посад Дубовка.
Упоминаемые судовладельцы: «Ахтубинское пароходство», товарищество..