Положение дел на Шеланговском перекате, заставившем о себе в последнее время так много говорить, изменяется, благодаря принятым мерам, к лучшему. Полного улучшения переката можно ожидать, однако, только через несколько дней. Теперь на перекате производятся углубительные работы двумя машинами. Землесос «Волга» разрабатывает до глубины 8 четвертей старый судовой ход, испорченный пароходом «Фауст» барона Дельвига. По расчетам производителей работ, эта задача будет выполнена к субботе, 12 августа. Устройство нового хода глубиной в 12 четвертей, разрабатываемого одновременно голландской землечерпательной машиной «Волжская 1-я», потребует до 10 дней, так что открытия этого хода можно ожидать не ранее 19−20 августа. Этот ход вырабатывается позади красных бакенов, ближе к горному берегу. Для разработки землечерпательной машиной существующего хода до намеченной глубины в 12 четвертей потребовалось бы не более 6 дней, но постановка на месте существующего хода черпаковой машины окончательно прекратила бы движение судов через перекат, так как фарватер был занят в этом случае рабочими якорями и самой машиной, которая работает поперечными полосами. Ввиду этого оказалось необходимым, чтобы не задерживать движение судов, вести одновременно двойные работы – исправление старого хода землесосом и устройство нового, более глубокого, землечерпательной машиной. При этих условиях фарватер остается свободным; кроме того, благодаря размещению понтонов работающих машин по обеим сторонам фарватера, регулируется течение реки, способствующее естественному углублению хода. В течение последних суток перекат размыло на один вершок, и глубина его возросла до 6 четв. 2 вершков. Караван судов, стоявший ниже переката, значительно уменьшился. Главная распаузка подходящих снизу судов производится теперь у Богородска. Проход через перекат пассажирских пароходов совершается не без затруднений. Некоторые из американских пароходов совсем не могут пройти переката. Пароход общества «По Волге» «Боярыня» стоит ниже переката пятые сутки, ожидая сверху арендованный обществом пароход Зарубина, который передаст нижегородских и казанских пассажиров, после чего пароход этот отправляется в Астрахань. Волжские пароходы других обществ также совершают движение с пересадкой пассажиров ниже переката на другие мелкосидящие пароходы. Некоторые же из пассажирских пароходов с большим трудом и с помощью буксирных пароходов перебираются через перекат. Третьего дня, когда мы были на перекате, через Шелангу прошел пароход «Витязь» на буксире парохода «Колва», волжский пароход «Государыня» перебрался через перекат при помощи парохода того же общества «Княгиня», принявшего с него груз, и на буксире арендованного ведомством путей сообщения парохода «София». Тот же пароход провел вчера через перекат пять буксирных пароходов и пассажирский пароход «Отец» Тырышкина. В силу установленного на перекате порядка пропуск всех судов, кроме пассажирских пароходов, совершается периодически – в течение одного часа суда идут вверх, после чего производятся проводка паузков вниз по течению реки. Ночью перекат вовсе закрыт. Для надзора за порядком на перекате находятся казенные пароходы «Стрежень» и «Свияга» и паровой баркас «Сура». Здесь же находятся заведывающий судоходством помощник инспектора г. Пестриков и целый штат десятников. Несмотря на эти силы и средства, судоходному надзору не всегда удается справляться с пароходными командирами, не подчиняющимися распоряжениям представителей судоходного надзора. Так, вопреки запрещениям, на днях ворвался на перекат с перегруженной баржей пароход Милютина «Сила», который посадил судно на мель, способствовавшее дальнейшей порче переката, и загородившее ход всем остальным судам. По поводу этого составлен акт, засвидетельствованный командирами пароходов «Восток», «Александр» и «Работник».
В последние дни на перекате ведется в своем роде война. Представителям судоходного надзора часто приходится сдерживать старающихся «проскочить» через перекат командиров только путем постановки казенного парохода под пыж идущего напролом судна. Дальше этого, кажется, идти некуда.
Третьего дня посетил перекат начальник Казанского округа путей сообщения В.М. Лохтин, где подробно осматривал землечерпательные работы и расположение каравана, найдя все в полном порядке. Старшина переката Ястребов за энергичную службу при пропуске судов через перекат представлен начальником округа к награде.
(Из газеты «Волжский вестник», 1895 год, 11 (23) августа, № 198, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Фауст, Боярыня, Государыня, Княгиня, Отец.
Упоминаемые судовладельцы: Дельвиг Д.Н., барон, «по Волге», пароходное общество, учрежденное в 1843 году, Зарубин М.П., Тырышкин Я.Ф...