По словам судоходных деятелей, аварию на «Николае II-м» следует признать кончившейся очень счастливо, если принять во внимание огромную опасность, которую представлял взрыв парового котла. Взрыв произошел в топку и, благодаря этому, он не имел того разрушительного действия, которое получилось бы, если бы лопнули наружные стенки паровика. По счастливой случайности, котлы на палубе были обложены грузом картофеля и это задержало пар, так что обварено всего 10 пассажиров (трое умерли). Без этого искусственного заграждения обваренных пассажиров были бы целые десятки. По той же счастливой случайности и благодаря распорядительности командира удалось прекратить панику среди пассажиров и удержать последних от бросания в воду: достаточно было броситься одному, трудно представить, чем бы все это кончилось. На палубе ехало до 300 человек, не считая классных пассажиров…
Причина взрыва… Был слух, что будто бы молния ударила в трубу парохода (была гроза и шторм), но это предположение не имеет оснований. По отзывам механиков, вероятно, в котле была «упущена» вода. Интересно, что один из кочегаров (4-й), бывших в машинном отделении в момент взрыва, спасся, отделавшись страшным испугом. После первого, более легкого взрыва, когда лопнули связи, кочегар бессознательно встал за другой котел и остался невредим.
(Из газеты «Пермские губернские ведомости», 1905 год, 18 октября, № 220, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Император Николай II.
Упоминаемые судовладельцы: «по Волге», пароходное общество, учрежденное в 1843 году..