[1905.10.09] Конфликт на пароходе «Алексей» М.К. Кашиной
В жалобной книге парохода «Алексей» М.К. Кашиной, шедшего в Кинешму, 9 октября записано следующее:
«Около 2 ч. пополудни, в то время, когда пароход шел по направлению к Балахне, он, неожиданно для пассажиров, не бывших никем о том предупрежденными, пристал к берегу против с. Б. Козина, с целью погрузить 50 бочек. В этом месте пристани нет. Команда принялась строить мостки. В это время на пароходе пассажиры заявили протест против остановок этого рода. Энергично требовалось пассажирами не грузить бочки и не задерживать пароход, потому что многие торопятся в Балахну. Команда продолжала строить мостки, не обращая внимания на протесты со стороны публики. Наконец, мостки были построены и на них вкачены бочки. В это время публика столпилась у входа на пароход и категорически заявила, что не позволит производить погрузку. Помощник командира кричал на пассажиров или, точнее, говорил повышенным тоном, требуя убираться от входа. Он говорил, между прочим, что, если публика не уйдет, ей могут быть отдавлены бочками ноги. И, действительно, одна бочка была скачена, но, впрочем, ног никому не отдавила. И еще говорил помощник командира: «Коли так, вы у меня простоите здесь до вечера» и мн. др. в этом роде. Считаем необходимым оговориться, что раздраженная публика разговаривала с помощником капитана тоже повышенным тоном. В конце концов, погрузка не была произведена по распоряжению командира, и пароход, простояв минут 30, продолжал рейс. Подписала группа пассажиров.
К этому я, очевидец, могу добавить, что грубость помощника командира доходила до геркулесовых столбов. Он буквально орал на публику, кстати сказать, состоявшую большей частью из рабочих, со всеми обращался на «ты». Он и угрожал еще. Когда, вместе с другими, я потребовал дать свистки обгоняющему нас самолетскому пароходу, чтобы тот принял нас на свой борт, он в ответ с выразительными жестами закричал фразу, приведенную выше, и добавил: «Все это вы делаете на свою голову…»
А после отвала, когда у него попросили, в очень вежливой форме, жалобную книгу, он все тем же генеральским тоном ответил: «Что-о-о? Жалобную книгу!» Но нужно было видеть этого скалозуба в рубке первого класса, где публике была представлена командиром парохода жалобная книга. Грозный помощник командира преобразился, притих, и все просил снисхождения себе. В сущности, он этого снисхождения вполне заслуживал, потому что был не совсем трезв.
(Из газеты «Пермские губернские ведомости», 1905 год, 28 октября, № 225, стр. 3-4. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы: Кашина М.К...