Навигация на Волге прекращается, в Астрахань идут последние пассажирские пароходы. Темные ночи, туманы, снежные вьюги препятствуют правильному движению пассажирских пароходов, создавая для последних многочисленные препятствия. В общем, надо сознаться, Волга живет по Демчинскому: предсказаниям его волжские судовладельцы начинают серьезно верить. Г. Демчинский предсказал продолжительную осень с временным ледоставом, и наступление холодов в конце сентября и в начале октября. Предсказания эти начинают сбываться: в последних числах сентября, в ночь с 27-го на 28-е над Волгой прошла сильная снежная метель, захватившая громадное пространство. Около Сызрани метель была настолько сильна, что движение буксирных пароходов было прекращено на несколько часов; близ Симбирска метелью были захвачены пассажирские пароходы, которые принуждены были стать на якорь, ибо продолжать путь при абсолютной темноте было чрезвычайно рискованно. Некоторые «срочные» пассажирские пароходы, благодаря таким непредвиденным задержкам, опоздали приходом к конечным пристаням более чем на сутки. Положение пассажиров, ожидающих прихода этих запаздывающих пароходов на промежуточных пристанях, было не из завидных. Мне передают о следующем случае бедствия пассажиров в таком центральном пункте, как Казань. Из города на устье к пристаням направились пассажиры к приходу волжского парохода. Прибыли за час до отхода, но на пристани узнают, что пароход еще не пришел.
Только около десяти часов утра пришел, наконец, злополучный пароход и забрал в свои каюты перезябших пассажиров. Таковы условия путешествия по Волге в дни холодной осени. Во всем этом деле чрезвычайно интересно отметить отношение к пассажирам такого крупного пароходного общества, как «По Волге». Если уже в Казани, в таком относительно видном пункте, помещения для пассажиров невозможные по своему устройству, то что же творится на дебаркадерах промежуточных пристаней. К слову сказать, дебаркадеры общества «По Волге» не представляют собою исключения, все пароходные общества смотрят на пассажиров довольно-таки своеобразно: со стороны чисто коммерческой. «Авось, да как-нибудь» − таковы взгляды заправил крупных и богатых обществ. Взгляд чрезвычайно странный и несправедливый. Пароходные общества берут с Волги солидные барыши, а дают очень мало. Правда, помещения I и II классов очень часто отделаны роскошно, но в то же время в этих роскошных помещениях вы сплошь и рядом насидитесь без воды в умывальнике, в обществе клопов и других насекомых. Для I и II классов роскошная отделка, а пассажиры четвертого класса, за проезд которых общества получают солидные суммы, спят на вредном товаре, на бочках за неимением свободных мест. Заграничный комфорт никак не может ужиться с русской халатностью.
На что следует обратить особенное внимание правительства, так это на положение судовых служащих в затонах. Вследствие наступления ранних заморозков и особенных условий нынешней навигации (обилие воды, переполнение грузов), многие суда с нефтяным товаром уже стали на зимовку в затоны. Ранняя постановка судов на зимовку создала для судовой команды невозможно тяжелые жизненные условия. Дело в том, что команда принуждена жить в летних худых каютах, и к тому же еще не отопляемых. На основании правил перевозки нефтяных продуктов, топка печей на баржах с таковыми продуктами разрешается только во время хода, на стоянках же разведение огня безусловно воспрещено. Команда оказывается в критическом положении: береговые теплые зимовки будут готовы только к ноябрю, а до того времени судовые служащие обязаны в буквальном смысле мерзнуть в нетопленых шалашах. Нижегородское отделение общества судоходства возбудило вопрос об упорядочении жилищных условий судорабочих: отделение обратилось к крупным фирмам и судовладельцам с циркулярной просьбой участливо отнестись к положению судовой команды и, к чести некоторых фирм, призыв общества встречен был сочувственно. Фирма «Нобель» распорядилась экстренно заготовить в затонах теплые зимовки, «Восточное общество» организовало снабжение затонных судорабочих горячей пищей, и только некоторые из судовладельцев протестуют против подобных новшеств, считая заботы о рабочем человеке «непроизводительной роскошью», «баловством»… К счастию, подобных экземпляров не особенно уж много.
Ф. Хитровский.
(Из газеты «Новое время», 1902 год, 5 (18) октября, № 9550, стр. 4. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы: Восточное товарных складов, страхования и транспортирования товаров с выдачей ссуд общество, Нобель братьев нефтяного производства товарищество..