[1914.05.25] Саратовский пожар - подробности

Картина пожара.

Казенный пароход «Самара» ушел за 3 часа до пожара – в 12 ч. дня – в Сызрань по телеграфному распоряжению начальника казанского округа пут. сообщ. г. Антонова.

В телеграмме, адресованной на имя инспектора судоходства, говорится:

«Временно на период наивысших вод, командируйте пароход «Самару» к Александровскому мосту для помощи проходящим караванам».

Оставшийся на его месте пароход «Сызрань» почему-то не стоял под парами. И в тот момент, когда «Савин» загорелся, он вынужден был при помощи шестов оттолкнуться, а затем стал разводить пары.

Акт командира «Сызрани».

Командиром казенного парохода «Сызрань» А.В. Потаповым составлен акт, рисующий в следующем виде роль парохода.

В 3 ч. 8 м. дня, 25 мая, пароход «Сызрань», заметив пожар на нижестоявшем у своей пристани пароходе «Савин», через 7 минут (приблизительно), по готовности машины, − отошел от казенной пристани к месту пожара.

При подходе к месту пожара, я увидел, что горящий пароход плывет вниз, вследствие чего пароход «Сызрань» начал спускаться задним ходом к «Савину». В это время у горящего парохода большая часть постройки была уже в огне. Отплыв к носу Самолетской пристани, «Савин» моментально зажег у нее деревянную надстройку, а затем продолжал плыть вдоль горевшей пристани. В момент подхода «Сызрани», пристань уже вся была объята пламенем, почему подать буксир против горящей пристани не было никакой возможности: жар был настолько велик, что по левому борту «Сызрани», обращенному к огню по постройке и корпусе, окраска вздулась пузырями и грозила вспыхнуть. Видя опасность и полную невозможность поймать горящий пароход на буксир, я пошел отводить ниже стоящий вплотную караван.

Коммерсанты о «Сызрани».

Общее мнение биржевых деятелей и коммерсантов сводится к тому, что пароход «Сызрань» мог подойти к горевшему пароходу и отвести его на буксире. Если капитан мог оставаться на «Савине», то конечно, и казенный пароход мог бы без всякого опасения приблизиться к нему. Тогда бы бедствие ограничилось одним пароходом.

Полицейские данные.

По полицейским данным, в 3 час. 7 м. в правой части парохода внизу, в кормовой части, показался огонь, быстро распространившийся по всей стороне парохода. Пассажиры, публика и команда сошли с парохода. В это время чалки (канаты), державшие пароход у пристани, были по всей вероятности, кем-либо обрублены. Пароход пошел по течению.

Затем, горящий пароход, благодаря сорвавшемуся якорю, остановился ниже пристани «Русь», где и догорел.

«Савин».

Расследованием установлено, что остановился горевший пароход, вследствие падения якоря в воду, т. е. самоотданием якоря.

Пароходным Волжско-Камским обществом ценность «Савина» определена в 65000 р. Застрахован же пароход в 42000 р. в О-ве «Россия». Стоимость бывшего на нем груза – 5000 р.

В момент катастрофы на нем было 165 платных пассажиров.

Убытки.

Где застрахованы сгоревшие пароходные дебаркадеры и сгоревшие склады товаров и в какую сумму, а также причиненные пожаром убытки не представляется возможным установить в виду того, что все документы уничтожены огнем.

Убытки от пожара равняются приблизительно миллиону руб.

Жертвы огня.

Внутри сгоревшего парохода «Савин» на дне его обнаружен труп человека совершенно обгорелый.

Во время пожара получили повреждения: матрос О-ва «Самолет» В. Петериков – 20 лет, у него обожжены лицо и руки. Матросу «Купеческого» О-ва Д. Лосеву – 26 лет, обожгло лицо и руки, он отправлен в гор. больницу.

При взрыве на «Савине» обожжено лицо и руки Я. Беккеру, Ф. Курганову и некот. др.

На пристани «Русь» во время пожара ловил удочкой рыбу мальчик Ф. Васильев – 14 лет. Мальчик испугался, прыгнул в воду и утонул. Труп его до сих пор не обнаружен.

Белая нефть.

Насколько удалось выяснить, катастрофа вызвана преступной халатностью одного из товароотправителей.

Недавно фирма «Океан» получила из Сурахана партию так называемой белой нефти, дающей вспышку паров уже при трех градусах тепла. В виду таких свойств этой нефти перевозка ее не товаро-пассажирских пароходах безусловно воспрещена.

Из другого источника нам сообщают. Белая нефть была отправлена из Баку до ст. Улеши в цистернах на имя Якова Ивановича Штрак. В Улешах нефть была перелита в собственные бочки г. Штрак и отправлена в Саратов для погрузки на пароход «Савин».

Сдавая нефть на пароход «Савин», приказчик фирмы «Океан» заявил, что в бочках находится машинное масло.

Нефть размещена была в 40 бочках – 24 железных и 16 деревян. и весь этот легко воспламеняющийся товар помещен был в 4-й класс. По-видимому, одна из деревянных бочек дала течь, а так как бочки находились в закрытом помещении, с температурой довольно высокой, то протекшая жидкость легко могла обратиться в пары, как это бывает напр. с пролитым бензином. При таких условиях совершенно достаточно было зажечь спичку, или войти с папиросой, или чтобы жидкость дотекла до плиты кухни – и должен был произойти взрыв. Остальное все понятно. Понятна, между прочим, та быстрота, с какой огонь охватил пароход и распространение огня по течению реки: это горела вытекшая и плывшая по Волге белая нефть.

Рассказ очевидца.

Когда приблизился казенный пароход «Сызрань» и остановился не более как в 25 саж. от горевшего парохода, капитан кричал ему, чтобы он взял на буксир пароход и бросил ему чалку.

Между пароходами в это время была какая-то лодка, с которой также кричали, чтобы бросили чалку. Но с «Сызрани» чалки не давали.


( Из газеты «Волжский край», [Самара], 1914 год, 31 мая, № 91, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Савин.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет ", Общество акционерное пароходное «Русь», «Волжско-Камское коммерческое пароходство», акционерное общество..