Русалка (1859, 1860, 1881, 1885, 1892, 1897), Бирск (1902), Кулевщик (1908), Бирск (1915)


Номерной знак судна - 1294 (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1915)
Регистрационный номер Русского Регистра - 675, дата осмотра судна и его имя на эту дату: 1903.03 - "Бирск", место осмотра - Звенигский затон
Место регистрации - Тверская дистанция (1885)
Назначение судна - легко-пассажирское (1859, 1860), пассажирское (1881), товаро-пассажирское (1885), пассажирское (1892, 1897), товаро-пассажирское (1902), буксирное (1908), товаро-пассажирское (1915)
Движитель - колесо (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1915).
Владелец - Товарищество «Самолет и Вулкан» (1859), Товарищество «Самолет» (1860), «Самолет», общество акционерное пароходное (1881, 1885, 1892), Иконников А.Я. (1897), Касьянов В.Я. (1902), Колотов А.В. (1908), Касьянов В.Я. (1915) Место пребывания владельца - д. Марадыково, Вятской губернии (1908).
Дата и место постройки судна - 1854 Тверь (1859, 1860); 1856 Тверь (1881).
Корпус:
Основной материал, из которого сделан корпус - железо (1881, 1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1915)
Год и место постройки - 1862 Бельгия, Hoboken, завод Societe Anonyme John Cockerill (1885, 1892, 1897); 1866 Бельгия, Hoboken, завод Societe Anonyme John Cockerill (1902, 1908, 1915)
Модернизация - капитальный ремонт в 1902 (1915)
Наружные размеры судна (м):
Длина наибольшая - 44.16 (1885), 43.38 (1892), 43.29 (1897), 43.28 (1902, 1908), 43.73 (1915)
Ширина наибольшая с кожухами - 10.35 (1897), 10.36 (1902, 1908)
Ширина наибольшая без кожухов - 5.76 (1885), 5.68 (1892), 5.64 (1897), 5.63 (1902, 1908), 6.09 (1915)
Высота судна (по середине длины судна без надстроек) - 2.13 (1892, 1897, 1902, 1908), 2.43 (1915)
Осадка судна порожнего - 0.48 (1885, 1892), 0.53 (1897, 1902, 1908, 1915)
Осадка судна при полной нагрузке - 0.66 (1885), 0.71 (1892, 1897), 0.88 (1902, 1908)
Минимальная осадка судна - 0.6 (1881)
Осадка судна - 0.33 (1859), 0.68 (1860)
Максимальная осадка судна - 0.91 (1881)
Подробности по корпусу: 4 переборки, электрическое освещение, деревянная палуба (1915)
Машина(ы):
Год и место постройки - 1862 Бельгия, Hoboken, завод Societe Anonyme John Cockerill (1885); 1856 Бельгия, Hoboken, завод Societe Anonyme John Cockerill (1892, 1897); 1866 Бельгия, Hoboken, завод Societe Anonyme John Cockerill (1902, 1908, 1915)
Количество - 1 (1902, 1908, 1915).
Тип - высокого давления без холодильника (1902), компаунд без холодильника (1908), Машина простого действия, качающинся цилиндры, инжекционный холодильник (1915).
Мощность, л.с. - 45 (1859, 1860, 1881)
Мощность - 40 (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1915) номинальных сил; 125 (1885, 1892, 1897, 1902, 1908) индикаторных сил.
Род потребляемого судном топлива - дрова (1885, 1892), нефть (Пароход этот, по показанию владельца, отапливается нефтяными остатками и дровами.) (1897), дрова (1902), нефть (1908), нефть и дрова (1915)
Количество топлива, потребляемого машиной - 0.33 куб. саж. в час (1902), 8 пудов в час (1908)
Размеры цилиндров (дюймы) - 16 х 16 (1915).
Ход поршня (дюймы) - 27 (1915).
Котел(лы):
Год и место постройки - 1862 Бельгия, Hoboken, завод Societe Anonyme John Cockerill (1885); 1856 Бельгия, Hoboken, завод Societe Anonyme John Cockerill (1892, 1897); 1900 Москва, завод Бромлей (1902, 1908, 1915)
Регистрационный номер(а)- 390 (1902, 1908). Дата регистрации - 1900 (1902, 1908).
Количество - 1 (1902, 1908, 1915), тип - пролётный цилиндрический (1902), пролетный цилиндрический (1908), пролетный (1915).
Давление пара - высокое (1859, 1860, 1881).
Рабочее давление пара в котлах (атм.) - 5 (1902), 6 (1908), 5 (1915).
Площадь нагрева котлов в кв. футах - 680 (1908, 1915).
Пассажировместимость (чел.):
1-ый класс - 18, 2-ой класс - 19, 3-ий класс - 132 (1897),
1-ый класс - 19, 2-ой класс - 22, 3-ий класс - 400 (1902).
Оплата проезда и багажа:
За проезд от Твери до Рыбинска: 1 класса 10 руб., 2 класса 6 руб. 25 коп., 3 класса 2 руб. 50 коп. За багаж с пуда 45 копеек. (1859), Плата с пассажиров от Рыбинска до Казани:
1 класса 20 рублей
2 класса 13 рублей
3 класса 6 рублей
С пуда клади от 30 до 60 копеек (1860).
История плавания:
Пароходы эти ходят между Рыбинском и Тверью, на расстоянии 350 верст. На рейс употребляют по течению вниз 1½ суток, в верх 2 суток. с осадкою 7½ вершка. (1859), Со времени постройки ходят между Рыбинском и Казанью и во все попутные города на расстоянии 820 верст, а также иногда и до города Твери, на расстоянии 350 верст. В навигацию же 1860 года некоторые пароходы ходили и до города Саратова . Пароходы на рейсы между Рыбинском и Тверью употребляют 2 дня, с осадкою 15½ вершков, а между Саратовом и Нижним Новгородом 3 дня. (1860).
Число служащих на судне (чел.) - 20 (1902), 15 (1908).
Наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) - 32.76 (1885, 1892, 1897), 65.52 (1902), 81.89 (1908)
Наибольшее количество груза, которое может буксировать судно против течения (т.) - 819 (1908)
Район плавания - Тверь - Рыбинск (1859); Тверь (некоторые рейсы)-Рыбинск-Казань-Саратов (некоторые рейсы) (1860); Волга, Кама и Белая (1881); Весьегонск - Рыбинск - Тверь (1892); Весьегонск - Рыбинск (1897); Уфа - Бирск - Шафиев перевоз (1902); Волга, Кама, Белая, Вятка и Уфа (1908); Уфимка (1915)
Противопожарное оборудование - Паровая донка, инжектор и шланг (1902, 1908)

Дополнительная информация:
- В списке за 1908 год судно № 1294 имеет порядковый номер 612, название - Кулевщик, владелец - Колотов А.В., назначение - буксирный., 1902
- Приведенная информация по материалу корпуса и месту постройки котла соответствует первоисточникам. Однако, в замену железного корпуса деревянным (1908) верится с трудом, да и завод о-ва "Дружина" вряд ли переехал из Звенигского затона в Нижний Новгород (1915)..., 1915
Примечания из первоисточника:
- Бывший «Александр» и «Русалка». (1902)
- Пароход может отапливаться дровами, расход дров - 1/3 куб.саж. (1908)

Факты из жизни судна:
- [1876] Пароходство по реке Белой
- [1883] Начало и развитие пароходства по реке Белой
- [1889] Пермская судоходная летопись (1845 - 1889 год)
- [1902.06.26] К осмотру пароходных котлов