[1886.08.07] Санкт-Петербургская газета «Неделя» о пожаре на пароходе «Вера»

Катастрофа на Волге.

7-го августа на Волге, близ немецкой колонии Ровное (Саратовской губ.), произошла ужасная катастрофа: сгорел пароход «Вера», общества «Самолет», и на нем погибло до 100 человек пассажиров. Ниже мы приводим сообщение нашего корреспондента, бывшего очевидцем этой ужасной истории, а здесь расскажем о ней по другим источникам.

На пароходе «Вера» было около 400 пассажиров (по другим сведениям 500), преимущественно, конечно, 3-го класса. По выходе из с. Золотого были зажжены лампы. Освещался пароход керосином, вместо более безопасного олеонафта, и это было причиною несчастия. Одна из ламп каюты 1-го класса лопнула, разлившийся керосин загорелся и зажег пол. В каюте никого не было. Вошедший лакей, зажигавший лампы, застал пожар еще в самом начале, но вместо того, чтобы прикрыть чем-нибудь горевший керосин, бросился на нос парохода, схватил ведро воды и облил ею горевшее место, вследствие чего горевший керосин брызнул во все стороны и зажег потолок и стены каюты. На крик лакея прибежал матрос, который начал тушить огонь ковром, но было уже поздно. С криками: «горим!», «пожар!» лакей и матрос бросились на палубу. Паника охватила пассажиров; они растерялись и стали метаться по палубе. Какой-то купец первый подал пример бросания в воду. Наскоро одевшись и даже надев галоши, он, перекрестившись, бросился с парохода. Купец этот благополучно достиг берега. Далеко не так были счастливы другие, последовавшие его примеру. Бросались не только с кормы, но и с носа парохода; несчастные попадали под колеса, получали удары в голову, увечили себе руки и ноги – и тонули. Тонули многие и бросавшиеся с кормы, так как не умели плавать. С берега видны были фигуры людей, бросающихся в реку, поднятые кверху руки, головы то поднимающиеся, то опускающиеся… Пароход был против Ровного. Пристать к Ровному капитан не решился из боязни воспламенить стоявший у ровенской пристани караван судов. К тому же ровенский берег обрывист и глубок. Поэтому капитан поворотил пароход к противоположному песчаному острову. Пароход шел на всех парах, вследствие чего пожар все сильнее разгорался. Нос парохода весь охватило огнем, и все, бывшие на пароходе, столпились на корме. Многие продолжали бросаться в воду и тонули. Наконец, пароход врезался носом в мель, но корма все еще находилась на глубине 4 сажен. Таким образом, бросавшиеся в воду должны были плыть, а кто не умел – тонул. К несчастию, машина парохода продолжала работать и колеса производили сильное волнение, отбрасывавшее тех, кто стремился на мель. Во всяком случае, из тех пассажиров, которые оставались на пароходе до его остановки, спаслась большая часть, тогда как бросившиеся в воду ранее почти все погибли. Средством спасения явилась прежде всего мебель – столы, стулья, скамейки и т. п., - сбрасываемая с парохода. Многие спаслись, уцепившись за эти вещи и продержавшись на воде до прибытия лодок и парохода. Затем явились и лодки. Первым выехал помощник заведующего ровенской почтово-телеграфной станцией, г. Стрелков (названный в нашей корреспонденции «сортировщиком»); он явился спасать почту, но так как ее спасти уже нельзя было, то он начал спасать пассажиров и спас 8 человек. Затем подоспел буксирный пароход, шедший с баржею вверх по Волге; на пароходе этим спаслось очень много пассажиров, и он часов до 2-х ночи искал по всем направлениям погибающих. Многие спаслись каким-то чудом. Одну ветхую старушонку поймали за 3 версты от места катастрофы: она плыла на корзинке с утками. Многие спускались с парохода на веревках. Другие держались за борт до тех пор, пока их не сняли. Один татарин, бросившись в воду, ухватился за окно каюты и таким образом держался, хотя пламя, относимое ветром, лизало ему спину и руки; к нему спустился с палубы мальчик и сел на плечи; обоих спасли. Мальчик 14-ти лет держался на воде с помощью спасательного кольца; когда к нему подплыли на лодке, он не дал себя взять, говоря: «спасайте других, - я сам спасусь». Доктор Гумыльский спасся, ухватившись за скамейку; за ту же скамейку ухватилось еще трое пассажиров и спаслись, благодаря г. Гумыльскому, который учил их как управлять скамейкой, и довел ее до берега. Спасся один старик, ходивший на клюках: он снял с себя все, привязал к шее паспорт, бросился в воду и, работая лишь руками, продержался на воде, пока его не взяли на лодку. Одна женщина, ехавшая с двумя малолетними детьми, схватила их под мышки и уговорила соседа-крестьянина помочь ей; когда они бросились в воду, крестьянин помог ей держаться на воде, но детей несчастная женщина уронила при падении в воду и они утонули. Большая часть пароходной прислуги сгорела. Капитан и машинист спаслись, но получили обжоги; машинист оставался на своем посту до последнего момента. Последнею была снята с парохода жена капитана, сильно обгоревшая.

Характерный факт, что из ровенских немцев, из которых многие имеют лодки, никто не выехал спасать погибающих. Еще более тяжелое впечатление производит следующее обстоятельство. Недалеко от места катастрофы по Волге проходил пароход «Миссисипи», компании Зевеке, пассажиры которого слышали отчаянные крики о помощи; командир парохода, однако, и не подумал прийти на помощь погибающим, не послал даже шлюпки. Для спасения погибающих и вытаскивания утонувших сперва никто из находившихся вблизи рыбаков не хотел идти даром; когда же нашлись даровые работники, то большинство из них бросилось на оставшийся корпус парохода, чтобы поживиться на нем чем-нибудь. На пароходе происходил просто грабеж обгорелых вещей; грабили и вытаскиваемые из воды трупы, что подтверждается и сообщением нашего корреспондента… Нужно отметить также, что спасательную лодку погибшего парохода, поднимающую 40 человек, отрубили шашками казаки в числе шести человек и уплыли в ней.

Сколько всего человек погибло, это будет известно после следствия. Пока вытащено из воды до 80 трупов, да в корпусе парохода найдено пять обгорелых скелетов.

Эта ужасная человеческая гекатомба невольно направляет мысль на вопрос о причинах подобных явлений и о мерах к их предупреждению. Конечно, частную причину несчастия найти будет легко; очень может быть, что она окажется именно тою, о которой сообщается газетами: небрежность лакея, забывшего опустить светильню лампы после ее зажигания, вследствие чего пламя разгорелось и от жары лопнул резервуар лампы с керосином. Но дело вовсе не в подобных частных причинах, дело в общем порядке, при котором простая небрежность лакея может послужить причиною такого страшного несчастия. Очевидно, на волжских пароходах имеют место самые первобытные способы освещения и отопления, при которых возможны несчастия от самых ничтожных причин, и в то же время отсутствуют предупредительные и предохранительные меры. Это вполне подтверждается целым рядом катастроф, имевших место на Волге за последние годы, - и их оказывается весьма немало. Против Камышина сгорел пароход «Авраам» от неосторожности кочегара. В прошлую навигацию сгорели от взрыва нефтяного отопления парохода «Труженик» и «Вера» (купца Калашникова). Близ Астрахани постигла пароход «Казань», тоже Самолетской компании, страшная катастрофа, по числу жертв напоминающая настоящую. Все эти ужасные случаи должны же, наконец, привесть к выработке таких порядков, которые должные сделать безопасным передвижение на волжских пароходах и которые должны быть обязательны для всех них. Неужели для этого недостаточно тех многочисленных жертв, которые погибли на волжских пароходах, и нужно еще ожидать новых человеческих гекатомб?..

(Газета «Неделя» [Санкт-Петербург], 1886 год, 17 августа, № 33, стр. 1086-1088)


*****


Гибель парохода «Вера»

(Корреспонденция «Недели»).

7-го августа, в 8 часов вечера, самолетский пароход «Вера», не доходя Ровенской пристани около версты, моментально весь вспыхнул (так казалось нам, смотревшим с берега у Ровного). Затем последовали свистки, просившие о помощи, и пароход моментально стал. С берега бросились люди в лодки и пока они подплыли к пароходу, который был почти на средине Волги, он был весь охвачен пламенем; люди бросались в воду один на другого, топя друг друга и даже лодки, поданные для их спасения. Картина была потрясающая! Вдруг пароход начал поворачивать к горной стороне и весь в огне полным ходом пошел к берегу; люди на ходу бросались в воду, спасаясь на столах, на лавках – кто за что мог уцепиться.

Сортировщик почтового отделения, который ждал почту с парохода, на лодке поплыл к нему и спас 8 человек. Он рассказывает, что около парохода буквально были видны только одни головы, и так густо, что веслом нельзя было грести.

Пароход сильно, с полного хода, врезался в песчаный берег, и так как загорелось в носовой части, то все пассажиры столпились на корме и с кормы бросались в воду. Я на лодке приплыл к пароходу, который уже был весь в пламени и людей на нем не было; но зато на берегу было на что посмотреть!

Спасшиеся и спасенные, обезумевшие от страха, полуголые и даже совсем голые, группами ходили по берегу, отыскивая своих родных и знакомых. Плач, шум был невообразимый. Некоторые лодки еще плавали по Волге, отыскивая по всем направлениям погибших, а некоторые, в том числе и моя лодка, забрав по скольку могли людей, отправились обратно в Ровное. Было спасено около 160 человек и очень немногие спаслись сами.

Сейчас же понеслись донесения по начальству. На другой день, 8-го августа, в 4 часа дня, прибыли в Ровное саратовский прокурор и следователь, которые распорядились сейчас же рыбацкими снастями ловить утонувших, и в этот же день с 5-ти до 8-ми часов вечера было поймано 24 взрослых трупа и 2 ребенка. Вечером около 7-ми часов я опять был на месте катастрофы, видел, как утонувших вытаскивали на берег, и с грустью заметил при этом, как халатно осматривал, при полупьяных понятых, урядник карманы этих утонувших несчастливцев и как он считал деньги, найденные в карманах. У одного оказалось 7,600 руб., у другой – невзрачной старухи – 10,000 руб. После 8-ми часов, этот же урядник, несмотря на убедительные просьбы мои и других лиц (мы думали еще поймать нашу труженицу – ровненскую акушерку, жертву катастрофы), запретил ловцам больше закидывать снасти, объясняя это якобы приказом пристава.

9-го числа, утром, я был приглашен прокурором на место катастрофы для осмотра парохода. На берегу нашим глазам предстала такая картина: на протяжении 40-45 саженей лежали трупы в различных положениях, - мужчины и женщины, около 68 человек; над некоторыми из них, больше из простонародия, бабы, сильно причитая, плакали. Интеллигентных трупов было только три, в том числе и нашей акушерки. У некоторых трупов оказались карманы вывороченными, что вероятно проделано ловившими их рыбаками. Тут же действовал и урядник, только уже не один, а в присутствии двух жандармов, из которых один передал мне, что урядник вечером 8-го числа, по окончании своей операции над трупами, отправился с какими-то молодцами в Ровное якобы приводить в порядок собранные у утопленников документы и деньги, без всякого контроля высших властей, хотя бы пристава, и с пьяными мужиками считал в запертой комнате деньги.

При мне еще было поймано 6 трупов; из них одна женщина с ребенком, которого она держала под мышкой. Картина ужасная!

При осмотре парохода, который, впрочем, и осматривать было нечего, потому что все, что могло гореть – сгорело, в том числе и люди, так как нашли много костей, мы отправились на берег в Ровное для составления полицейского акта; ловцы же ловят и сейчас, когда я пишу это письмо, и не знаю, сколько еще поймают. По слухам, пароход был битком набит, а спаслось только около 200.

(Газета «Неделя» [Санкт-Петербург], 1886 год, 17 августа, № 33, стр, 1099-1100)


*****


По поводу страшного несчастия с пароходом «Вера», нижегородский губернатор издал обязательное постановление для пассажирских пароходов, пристающих к нижегородским пристаням и имеющих движение в пределах ведения местной речной полиции: иметь при пароходах спасательные круги от 3 до 20; на пароходах с нефтяным отоплением иметь приспособления для тушения нефти паром; освещение на пароходах разрешается электрическое и маслами, воспламеняющимися не менее как при 80° температуры. Перевозка легко воспламеняющихся материалов в пассажирских пароходах воспрещается.

( Газета «Неделя» [Санкт-Петербург], 1886 год, 17 августа, № 33, стр. 1110 )


*****


«Казанский Биржевой Листок», со слов лиц, ехавших на «Вере», передает любопытный факт, могущий, если он подтвердится, объяснить причину почти моментального распространения огня во время пожара на названном пароходе. Перед последней отправкой «Веры» из Казани вниз по Волге, на нее вошел один господин и увидел, что матросы моют и протирают швабрами палубу парохода. На вопрос вошедшего, для чего это делается, ему ответили, что случилось маленькое несчастье: при накачивании нефти в резервуар, лопнул рукав и всю палубу залило нефтью. Таким образом, к числу уже известных проявлений небрежности администрации пароходного общества «Самолет» присоединяется еще одно. – По сведениям «Правит. Вест.», всего вытащено из воды 80 трупов погибших на «Вере», да кроме того на самом пароходе найдены остатки четырех сгоревших человек.

( Газета «Неделя» [Санкт-Петербург], 1886 год, 24 августа, № 34, С. 1142 )


*****


В Казани в пользу семьи одного из погибших пассажиров «Веры», Мамаева, приказчика тамошнего заводчика Алафузова, была устроена подписка между сослуживцами покойного. Когда об этом узнал управляющий Алафузова, он ужасно почему-то обиделся и напал на инициатора подписки: «Вы еще слишком юны!.. Вы молоды затевать подобные (?) инициативы!.. Как еще посмотрит на это «хозяин» (??)… Надо было бы обратиться за советом к людям опытным, пожившим на свете, а не затевать самовольно!» и т. д. все в этом же роде. На другой день управляющий зашел к убитой горем вдове Мамаева и запретил ей принять посильную лепту сослуживцев ее погибшего мужа…

( Газета «Неделя» [Санкт-Петербург], 1886 год, 24 августа, № 34, стр. 1142-1143 )


*****


После несчастия с пароходом «Верою», как известно, в печати возникли обвинения капитана парохода американской компании «Миссисипи» в неоказании помощи погибающим, но хозяин этой компании г. Зевеке печатно же заявил, что его пароход проходил мимо места катастрофы уже через несколько часов после крушения, следовательно помогать было некому, а если бы было что-либо подобное взводимым обвинениям, то г. Зевеке сам бы удалил капитана. Казалось, обвинению конец. Но немного погодя, в приволжских газетах появились новые заявления в противоположном смысле; одна газета утверждает, будто министр путей сообщения наложил на компанию штраф и лишил капитана права командовать судами, а в другой помещено письмо енотаевского купца Николаева, который положительно заявляет, что плыл, ухватясь за скамейку, около десяти верст, был встречен пароходом «Миссисипи», кричал о помощи, был виден пассажирами парохода и все-таки помощи от последнего не получил. Хотя трудно решить кто прав, но новые обвинения не могут не обращать на себя внимания ввиду их отношения к делу речных порядков.

( Газета «Неделя» [Санкт-Петербург], 1886 год, 7 сентября, № 36, стр. 1188 )


*****


По поводу газетных сообщений о том, что при катастрофе с пароходом «Верою» шесть казаков отрубили спасательную лодку и уплыли на ней, нас просят напечатать, что ничего подобного в действительности не было. Казаков (астраханских) было на пароходе только трое; они ехали в Оренбург для поступления в юнкерское училище. Из этих молодых людей только один, не умевший плавать, попал на спасательную лодку; другой добрался до берега вплавь, совершенно измученный; наконец, третий отдал бывший уже у него в руках спасательный круг женщине, молившей о помощи, сам же бросился в воду и только с крайним напряжением сил достиг берега, где потерял сознание, так что очнувшись увидел себя лежащим у самой воды.

(Газета «Неделя» [Санкт-Петербург], 1886 год, 14 сентября. № 37, стр. 1238.)


(Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Вера, Казань, Миссисипи.
Упоминаемые судовладельцы: «Самолет», общество акционерное пароходное, Зевеке А.А...