(Корреспонденция «Нового Времени»).
Совершенно верно «Новое Время» охарактеризовало современное положение волжской судоходной промышленности: «Волком воет волжская промышленность». Да, именно «вой» раздается в рядах волжских судовладельцев, попавших в лапы нефтяных монополистов. Невольно обращают на себя внимание условия, которые, скрепя сердце, пришлось заключить волжским судовладельцам с товариществом Нобеля. Условие это характерно в том отношении, что одна из сторон, а именно Нобель, пользуется всеми преимуществами и льготами, другая сторона – судовладельцы – наоборот, принимают на себя целую кучу почти непосильных обязательств. Такие условия заключают некоторые антрепренеры с артистами, содержательницы хоров с певицами. Прежде всего Нобель выговаривает себе право уменьшить или увеличить количество поставки на 10 проц.; это значит, что в период мелководья, когда в стотысячных баржах можно вести только 25−30 тыс. пуд. груза, г. Нобель вправе сказать судовладельцу: в этот рейс вы должны мне доставить на 100 тысяч пудов более. Каким же способом? А это уже не дело Нобеля, судовладелец обязан сделать это по условию. Если судовладелец в срок не доставит груза, то платит Нобелю неустойку в размере 25 коп. в сутки с каждой тысячи пудов. Ну а если Нобель окажется неисправным по отношению к судовладельцу и не приготовит ему своевременно в Астрахани груза? Здесь совсем наоборот: из § 5 договора видно, что Нобель как будто бы даже поощряется к подобного рода действиям. «Если товарищество», читаем мы, «по каким-либо причинам или за неимением в Астрахани или Могильном наличного мазута, не нальет баржей согласно сроков, назначенных в расписании, то по прошествии семи дней после срока поставщик имеет право отказаться от этого вывоза». Только и всего. Вот и вся ответственность товарищества за собственную неисправность. Затем поставщик обязан сохранять груз от пожара, потопления, утечки и прочих случайностей: за все потери поставщик отвечает собственным карманом.
Раз возникает спор о количестве погибшего мазута, то в этих случаях по условию правление оставляет за собой право окончательного и безапелляционного определения количества погибшего груза. Условия выгрузки мазута прямо-таки возмутительны по своей стеснительности и несправедливости. Вот что говорится в § 10. «Выгрузка доставленного к месту назначения мазута производится по указанию агента товарищества следующим порядком: в местах, где есть мазутные резервуары или бассейны, перекачка мазута производится, если груз доставлен своевременно, по 12,000 пуд. в сутки, а где нет резервуаров или бассейнов – по три тысячи пудов в сутки. Разгрузка собственных баржей и пароходов с керосином производится вне очереди. Если мазут будет доставлен к пристани назначения с просрочкой, то срок выгрузки удваивается». Вся суть этого параграфа заключается в том, что судовладельцы, мало того, что возят Нобелю мазут, но и еще дают возможность последнему пользоваться их баржами, как хранилищами нефтяного топлива. Хранение этого топлива на берегу, несомненно, стоило бы денег, а нобелевские поставщики сделают это даром. Мы не будем перечислять все другие стеснения, которыми изобилует это своеобразное и единственное в своем роде «обоюдное» условие. Мы позволим себе только спросить нефтяного короля: что же он дает за все это поставщикам? Очень мало. Фрахт 5¼ к. с пуда от Астрахани до Нижнего Новгорода (в прошлом году цена была 5¾ к.) и право приобретения топлива по известной цене. Последнее можно назвать не правом, а, опять-таки, непосильным обязательством. Получая поставку, судовладелец в то же время обязывается брать топливо только у Нобеля по цене, назначенной все тем же Нобелем. Сдавая многомиллионную поставку, Нобель в то же время запродает свыше 5 миллионов пудов нефтяного топлива по ценам довольно высоким. Для Нижнего Новгорода, например, цена эта назначена 26,8 к. за пуд. Такая крупная продажа теперь для Нобеля выгодна еще и в том отношении, что цена на нефтяное топливо несомненно упадет: налицо имеется много признаков понижения. Поставщики обязаны взять известное количество нефти по известной цене, понижение цен на них не распространяется. Определенное количество мазута поставщики взять обязаны, ибо в противном случае они платят Нобелю неустойку в размере 5 к. за каждый невзятый пуд мазута. Таким образом, неустойка выражается в количестве 20 проц.
Вот каковы условия нобелевской поставки. К этому надо добавить, что условия остальных нефтяных монополистов – Ротшильда и других ничуть не уступают условиям первого.
(Из газеты «Новое время», 1901 год, 16 февраля (1 марта), № 8970, стр. 4. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы: Нобель братьев нефтяного производства товарищество..