[1914] К открытию навигации по Волге

Врача А. Холина.

Чума, успевшая свить себе прочное гнездо в Астраханской губ., понемногу продвигается вперед. Представители врачебных организаций Саратовской и других волжских губерний, вместе с представителями казенных учреждений, организуют совместные совещания, изыскивая способы борьбы со страшной гостьей, учитывая значение наступающей навигации в смысле появления и развития чумной эпидемии. Как велико в данном случае общего санитарного состояния волжского бассейна и, в частности, пароходов и волжских пристаней, говорить не приходится. Мне в продолжении целой навигации пришлось наблюдать жизнь Волги именно с этой стороны в должности пароходного фельдшера.

Какое скопление народа; сотни тысяч людей тянутся на Волгу со всех концов России: кто за отдыхом после зимней, нервной жизни городов, кто в поисках заработка, кочуя из одной волжской губернии в другую, пользуясь сравнительно дешевым тарифом пароходного сообщения; добрая половина прибрежных деревень, самая здоровая, трудоспособная часть населения, покидает на полгода родную избу в поисках заработка, заполняя собою кадры грузчиков, матросов и буфетной прислуги на пароходах. Как велико значение такого скопления людей в смысле эпидемических заболеваний – говорить не приходится. Тяжелый урок 1910 г., когда все Поволжье или, вернее, вся Россия была застигнута врасплох небывалой вспышкой холерной эпидемии, несколько оживил деятельность и Казанского врачебного округа. Среди прочих мероприятий, медицинско-санитарный надзор с берегов Волги был распространен и на пароходы; на последних пароходной администрации было вменено в обязанность иметь фельдшерский персонал в продолжение всей навигации. Обязанности медицинского персонала на пароходе заключались: 1) подача первой медицинской помощи, 2) общий санитарный надзор за пароходом. И насколько, действительно, медицинский персонал был полезен в первом случае, настолько в области санитарного надзора ему приходилось играть чисто пассивную роль по независящим обстоятельствам. Об этих-то обстоятельствах, насколько позволяет объем журнальной статьи, мне и хочется поговорить.

Степень загрязненности определенной площади находится в прямом отношении к количеству людей, пользующихся данной площадью и в обратном отношении к культурности этих людей. Неимущий и некультурный элемент всегда дает большую загрязненность при одной и той же площади и одинаковом количестве людей. Отсюда ясно, что за картина получится в санитарно-гигиеническом отношении, если неимущий и некультурный элемент будет поставлен в совершенно обратные условия существования, т.е. если площадь пользования будет урезана до минимума, а количество неимущих людей, пользующихся данной площадью, будет увеличено до максимума. В таких именно условиях и находятся на всех почти волжских пароходах пассажиры IV класса.

Из данных плана нашего парохода («Василий Лапшин» О-ва Русь, конструкция 1909 г.) и отчетности пассажиров в навигацию 1910 года, мы получим следующие цифры относительно площади каждого из четырех классов, количества полагающихся на каждый класс за один рейс пассажиров, пользующихся в действительности отведенной площадью на каждый класс в среднем на один рейс (считая 12 рейсов в навигацию).


I кл.

II кл.

III кл.

IV кл.

Итого

Площадь каждого класса

2788 кв. ф.

2826 кв. ф.

2530 кв. ф.

1544 кв. ф.

9688 кв. ф.

Движение пассаж. за навигацию 1910 г.

502 пас.

2238 пас.

6068 пас.

24652 пас.

33460 пас.

Нормально на рейс пассажиров

86

108

208

440

852

В среднем на рейсе в 1910 г.

42

187

505

2055

2789

Разбираясь в данной таблице, мы видим, что нормально в среднем на рейс на всю площадь пассажирского пользования приходится 852 человека; в действительности же в среднем в рейс провозится 2789 пассажиров. Куда же упихивается вся эта масса избыточных пассажиров, не учтенная при распланировке пользования площадью парохода? Обращаясь опять к таблице, мы видим, что I кл., нормально рассчитанный на 86 пассажиров в рейс, в действительности в среднем провозит 42 человека; следовательно, площадь пользования увеличивается в два раза сверх нормы.

Во II кл. отношения уже несколько иные; площадь, рассчитанная нормально на 108 пассажиров в рейс, в действительности используется в среднем 187 человеками; в соответствии с этим переполнением, в момент наибольшего движения пассажиров, администрация парохода использует обычно так наз. рубки – столовые.

Площадь III кл. приблизительно на 300 кв. футов меньше каждой из площадей I и II классов, количество же пассажиров, пользующихся этой площадью, в 3 раза больше I и в два раза больше II классов при нормальных отношениях; в действительности провозится в 12 раз больше I кл., почти в 3 раза больше II кл. и в 2½ раза больше нормального полагающегося количества пассажиров на данную площадь. Несмотря на такое переполнение, III кл. в смысле чистоты представляет все-таки удовлетворительную картину. Прежде всего, это объясняется составом пассажиров III кл.; услугами последнего пользуются в большинстве случаев экскурсии учащихся и учителей. Каюты от 3 до 12 мест и большая общая каюта на 152 человека с широкими проходами между спальными лавками; столики, большое количество окаренков под отбросы и, главное, каждый пассажир пользуется отдельным нумерованным местом. Это последнее обстоятельство имеет весьма существенное значение в сохранении чистоты. Получив место и сознавая, что к нему никого не подсадят, пассажир уже и относится к нему, как к своему месту, охраняя и оберегая его чистоту. Кроме того, нумерация мест лишает возможности администрацию парохода использовать отведенную площадь в смысле сверхнормальной ее доходности, и отмечаемое в таблице переполнение III кл. обусловливалось взаимным соглашением пассажиров с администрацией парохода. Затем скопление пассажиров в III кл. в продолжение дня в достаточной степени разгружается помещениями I и II классов, которые используются ими в смысле столовых и салонных, доступных пароходному общежитию, развлечений. Все эти обстоятельства, при наличности незначительного внимания администрации к III классу, дают возможность поддерживать в нем чистоту.

В чистоте I, II и III классов, а также в свежести продуктов буфета, администрация парохода в значительной степени заинтересована и сама; это – лучшая реклама для парохода; определенный штат прислуги занят исключительно поддержанием чистоты на указанной территории парохода и он отлично справляется с этой задачей, почти без понуждений со стороны администрации; единственно, на что приходилось обращать внимание, это – на помещения самой прислуги; насколько она старается навести лоск в указанных классных помещениях, настолько она неряшлива по отношению к своим каютам. Незначительные дефекты в смысле чистоты в содержании ледников с провиантом и кухни были устранены почти без всяких возражений со стороны администрации.

Сравнивая по таблице площадь IV кл. и количество пассажиров, пользующихся этой площадью, с таковыми же данными относительно первых трех классов, мы видим, где размещается тот избыток пассажиров, перевозимый пароходом сверх нормы, видим, что принцип наибольшего загрязнения площади, т.е. минимум площади и максимум некультурных людей, пользующихся этой площадью, получил здесь самое широкое применение.

Площадь IV кл. приблизительно вдвое меньше площади каждого из первых трех классов, а пассажиров в IV кл. провозится в 72 раза больше, чем в I кл., почти в 12 раз больше, чем во II кл., в 4 раза больше, чем в III кл. и почти в 5 раз больше нормально полагающегося количества на данную площадь. По социальному положению большинство пассажиров IV кл. – чернорабочие, ищущие заработка или возвращающиеся с него; нередко едут целыми семьями, с детьми, старцами и домашним скарбом. В периоды наибольшего движения пассажиров, при утреннем обходе парохода с трудом двигаешься по узкой палубе IV кл.; все сплошь забито людьми и котомками: и на скамьях, и на полу, сидят, лежат и стоят, где и как только возможно – все забито пассажирами. В самом помещении IV кл. три сквозных пролета, по обе стороны пролетов – двухэтажные нары, на которых и ютится большинство пассажиров, проводя там же большую часть дня, за отсутствием места для прогулок. Такое переполнение площади IV кл. сопровождается отсутствием самых примитивных технических приспособлений: столики отсутствуют, палубные скамейки используются палубными пассажирами, окаренки, по два на пролет, быстро или заполняются пищевыми отбросами или вообще куда-то исчезают в общей суматох; положение таково, что пищевое довольствие совершается на тех же нарах.

Несостоятельность пассажиров IV кл. не позволяет им пользоваться дорогим буфетом парохода; все пищевые продукты закупаются на пристанях. Береговая продажа продуктов, как приходилось наблюдать, едва ли пользуется должным санитарным надзором. Самым ходовым продуктом является ситный хлеб и, смотря по сезону: арбузы, дыни, яблоки, огурцы и всевозможные жареные, мясные и рыбные. Кроме сомнительной свежести, все продукты покрыты изрядным количеством береговой пыли; все жареные продаются обычно с больших, ничем не покрывающихся противней. Весь этот продукт уничтожается пассажирами IV кл. на нарах, вся несъедобная доля этих продуктов в большей своей части делается достоянием пола и нар. Отсутствие горячей жидкой пищи вызывает большую потребность в чаепитии, которое, естественно, происходит опять-таки на нарах; недостаточность окаренков, неудобство сообщения верхних нар с полом вынуждает пассажира чаевые опивки сплескивать на пол или около себя же на нарах. Несъедобные отбросы, покрытые пылью, смоченные чаем, превращают пол в сплошную, зловонную грязь, переносимую на ногах в достаточном количестве и на нары. И в такой обстановке пассажиры нередко живут в продолжение девяти суток при движении с Астрахани на Нижний. Что может быть благоприятнее, чем только что описанное состояние IV кл., для развития эпидемий какого угодно характера? Куда только не разнесутся всевозможные болезнетворные агенты с пассажирами, стекающимися на Волгу со всех концов России?

Надо заметить, что IV кл. на описываемом пароходе находится в лучших условиях, чем на других, так как он спланирован в одной плоскости с первыми тремя классами на верхней палубе. Выгодная сторона такого положения IV кл. заключается в том, что здесь пассажир вполне отделен от груд товара, чего нет на других пароходах, где IV кл. спланирован, в большинстве случаев, на нижней палубе или в трюмах – самые загрязненные части парохода, как места нагрузки и выгрузки товара. Кроме того, верхняя палуба, благодаря большому количеству расположенных друг против друга дверей, широко вентилируется сквозным ветром, тогда как на нижней палубе, в целях сохранности товара, таких отверстий в момент плавания оставляется минимум, что при близости машинного отделения создает страшную духоту в помещении. Однако, столь выгодное положение IV кл. на нашем пароходе нисколько не гарантировало его мало-мальски приличного состояния в санитарном отношении. Из вышеизложенного ясно, что антисанитарное состояние IV кл. находится в зависимости, главным образом, от переполнения его пассажирами; администрация парохода в пять раз сверх нормы увеличивает доходность площади IV класса; пассажирское движение по IV классу это один из главных источников доходности пароходных О-в и, конечно, не под натиском фельдшера пароходные Об-ва откажутся от такой выгодной эксплуатации площади IV класса. Правда, у пароходного фельдшера есть некоторая возможность бороться с перегрузкой парохода пассажирами; он может вести переговоры по этому поводу с администрацией парохода, в случае неисполнения его желаний он может составить протокол на ближайшие пристани; зато можно быть уверенным, что на следующей пристани придется оставить пароход и самому фельдшеру; ведь он находится в полной зависимости от администрации Об-ва; он обязуется, подписывая контракт, прослужить до конца навигации, а не Об-во продержать его служащим до указанного срока.

Отсюда ясно, что оздоровление и приведение волжских пароходов в более удовлетворительное санитарное состояние должно взять на себя более компетентное и власть имеющее для этого учреждение, каковым и является в данном случае Казанский врачебный Округ. Главными задачами последнего, в вышеуказанных целях, должны быть, по нашему мнению:

  1. Освобождение от зависимости в материальном и договорном отношении пароходного медицинского персонала от администрации пароходных Об-в, чем обеспечивается большая свобода действий персонала.

  2. Полная изоляция пассажиров от груза, что достигается расположением площади IV кл. на верхней палубе и закрытием IV кл. на тех пароходах, где это невозможно по каким-либо соображениям.

  3. Изыскать те или другие способы фиксации количества пассажиров на площадь IV класса. Действительной мерой в данном случае, по нашему мнению, явилась бы организация нумерованных мест и обязательная для всех пароходных Об-в фиксация тарифа по движению в IV кл., что, наряду с более независимым положением пароходного фельдшера, дало бы возможность точно учитывать наличность пассажиров сообразно с определенным количеством мест и этим предупреждать предпринимательские аппетиты пароходной администрации в явный ущерб санитарному состоянию парохода.

  4. Усиление санитарного надзора за береговой продажей продуктов.



(Из журнала „Медицинское обозрение“, 1914г., № 8 стр. 741-746.
Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Василий Лапшин..