[1903.04] О пароходных порядках

С началом пароходного движения начались и жалобы на пароходные порядки.

Старая, но вечно новая история. Публика, пассажиры жалуются, возмущаются, газеты пописывают, судоходная инспекция почитывает, а пароходчики и в ус не дуют.

Начнем с пароходных гонок. В прошедшую навигацию об этих гонках много было и писано, и говорено, а результатов никаких не замечается. По-прежнему и Любимов и Каменский отваливают в одни часы, по-прежнему режутся в пути не хуже Ветринского с Миронычевым, по-прежнему пассажиры боятся взлететь на воздух…

− Неужели нельзя обуздать пароходчиков? Неужели нельзя успокоить капитанов-гонщиков? – спрашивают пассажиры.

Оно можно-то можно, да только все не приходится. Судоходное начальство хотело бы примирить пароходчиков, привести их к добровольному соглашению, ну а пароходчики об этом соглашении и слышать не хотят.

И дело тянется по инстанциям не первый год, а пассажиры трепещут за свою жизнь…

Хорошо, что пока все сходило благополучно, хотя, говорят, в навигацию 1902 года с котлом одного из пароходов и было как будто не ладно.

Но, пока гром не грянул, креститься на хотят!

Конечно, каждому благоразумному человеку хотелось бы предостеречь возможность грома и ему думается, что в данном случае, если пароходные короли не хотят согласиться добровольно – можно взять их властной рукой «за чуприну» и урегулировать дело путем вмешательства инспекции… Но… или у инспекции нет этой властной руки, или она боится получить отпор от владельцев «чуприны», или «чуприна» эта так устроена, что ее не ущемишь…

А жаль!

Жаль также и то, что пароходчики слишком явно игнорируют распоряжения судового надзора.

Например, нынче было сделано распоряжение о том, чтобы мостки с берега на пристань были устроены двойные – для пешеходного движения и для грузов самостоятельно. Распоряжение весьма основательное и симпатичное, но как оно исполняется – это другой вопрос.

Еще любимовское пароходство кое-что сделало, хотя неудобство и не вполне устранено, а Каменские только на днях поставили коротенький барьерчик, ни к чему не ведущий и нисколько не избавляющий пассажиров от неудобств.

А где, например, такса пароходчиков?

Неужели мы снова возвращаемся к тем временам, когда конкурирующие пароходства чуть не силою таскали к себе пассажиров?

Мне известен такой случай. Один приезжий попадает на любимовскую пристань и ищет кассу, но тщетно. Обращается в кассу.

− Что стоит билет 1-го класса до Нижнего?

− Двенадцать рублей.

− Как двенадцать? Ведь такса понижена?

− Ну, хорошо, можно за десять.

Разве достойно серьезной фирмы прибегать к таким приемам?

Не лучше ли опубликовать таксу и держаться ее?

Вообще же, к сожалению, над нашими пароходчиками нужно побольше надзора и контроля.

В. Гукс.


(Из газеты «Пермские губернские ведомости», 1903 год, 27 апреля, № 91, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы: Каменские, братья Ф. и Г., торговый дом, «Любимов Иван и К°», акционерное общество..